Пассажирский транспорт играет важную роль в экономике Астраханской области. Регулярными маршрутами общественного транспорта охвачены 299 населенных пунктов области. При этом доминирующую роль играет автомобильный и городской электрический транспорт, на долю которого приходится около 94 процентов от общего количества пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта.
Основными проблемами пассажирского транспорта являются:
- несоответствие правовой базы в сфере пассажирского транспорта требованиям федеральных законов, разграничивающих полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также системе рыночных экономических отношений;
- отсутствие контрактных отношений (договоров) между органами местного самоуправления области и транспортными предприятиями, осуществляющими перевозки граждан по внутримуниципальным, межмуниципальным пригородным и межмуниципальным междугородным (внутриобластным) маршрутам;
- отсутствие механизмов компенсации транспортным предприятиям убытков от выполнения перевозок граждан по социально значимым маршрутам;
- отсутствие схем оказания транспортным предприятиям, выполняющим перевозки граждан по социально значимым маршрутам, поддержки в обновлении парка пассажирского транспорта;
- превышение в час пик спроса населения на транспортные перевозки автобусами большой вместимости и городским электрическим транспортом над предложением транспортных предприятий и предпринимателей, осуществляющих перевозки граждан;
- несоответствие имеющейся транспортной инфраструктуры в городе Астрахани и Астраханской области существующему спросу населения на качество транспортного обслуживания;
- ухудшение ситуации с обеспечением безопасности пассажирских перевозок наземным транспортом вследствие перенасыщения рынка транспортных услуг автобусами малой вместимости в условиях ограниченной пропускной возможности существующей улично-дорожной сети в городе Астрахани.
В данное время на рынке транспортных услуг в Астраханской области свою деятельность осуществляют 9 специализированных пассажирских предприятий различных форм собственности, имеющих статус юридических лиц, в том числе:
- 2 государственных предприятия Астраханской области ("АПАП - 3" и "АПАП - 4");
- 4 муниципальных предприятия (МУП "Трамвайно-троллейбусное управление г. Астрахани", Ахтубинское АТП, Енотаевское АТП, МУП "Автомобилист" г. Харабали);
- 3 предприятия частной и смешанной форм (ООО ТФ "Гранат", ООО ТФ "Русь" и ОАО "Астраханский таксомоторный парк").
Кроме юридических лиц перевозку пассажиров осуществляют индивидуальные перевозчики, объединившиеся в 3 компании - ООО "Автолайн", ООО "Витязь - Транзит" и ООО ПАК "Экспресс - ГАЗель". Однако данные компании имеют слабую собственную техническую базу для содержания и обслуживания автобусов малой вместимости марки "ГАЗель".
При таком разнообразии как юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на рынке транспортных услуг, так и транспортных средств наблюдается тенденция снижения объемов перевозок пассажиров на городских и пригородных маршрутах автобусами большой вместимости и городским электрическим транспортом по социально значимым маршрутам. Это происходит по причине перераспределения пассажиропотока на автотранспорт малой вместимости за счет увеличения количества автомобилей марки "ГАЗель", которое, по официальным данным, составляет более 1500 единиц. При этом количество автотранспорта, работающего на городских и пригородных направлениях без договоров с уполномоченным органом исполнительной власти и органами местного самоуправления области, составляет более 500 единиц.
Как показывает анализ деятельности транспортных предприятий в 2004 году и в первом полугодии 2005 года, насыщение рынка транспортных услуг автобусами малой вместимости не решает проблему перевозок пассажиров в час пик, при этом люди пенсионного возраста либо с ограниченной подвижностью не могут физически позволить себе проезд в автобусах типа "ГАЗель" вследствие конструктивных особенностей данного вида пассажирского транспорта. Дальнейшее увеличение количества пассажирского транспорта малой вместимости только ухудшает экологическую обстановку в областном центре. При этом вследствие перегруженности автомобильных дорог снижается качество обслуживания граждан и безопасность дорожного движения на городских маршрутах.
С вводом в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и переходом на компенсационные выплаты взамен натуральных льгот вновь возникает необходимость восстановления работы пассажирского транспорта на социально значимых маршрутах.
В целях оказания мер социальной поддержки определенным категориям граждан на проезд в общественном транспорте по городским и пригородным маршрутам на территории Астраханской области Правительством Астраханской области с 1 марта 2005 года введён в действие единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ), дающий право на проезд в автомобильном (кроме автобусов особо малой вместимости и такси), городском электрическом, железнодорожном и речном транспорте на городских и пригородных маршрутах гражданам, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки.
Анализ финансово-экономической деятельности пассажирских автотранспортных предприятий за первое полугодие 2005 года показывает, что деятельность автотранспортных предприятий в условиях замены натуральных льгот денежными выплатами населению не принесла ожидаемой доходности, способной покрыть убытки от перевозки пассажиров, в отношении которых применяются меры социальной поддержки. Через пункты реализации ежемесячно приобретают ЕСПБ от 17 до 20 тыс.человек при общем количестве граждан, имеющих право проезда по ЕСПБ, превышающем 300 тыс. человек. Но это не означает, что остальные граждане полностью оплачивают свой проезд. Пассажирский транспорт вынужден совершать перевозку пассажиров при наполняемости салонов на 20-25 процентов, так как гражданам совершенно безразлична финансовая сторона организации транспортных услуг. Главный акцент при этом делается на широкую доступность пассажирского транспорта, протяженность и направление маршрута, а также регулярность движения транспортных средств. Из-за необходимости организации пассажирских перевозок по ЕСПБ и увеличения при этом эксплуатационных затрат предприятия оказались лишены возможности поддерживать свою материально-техническую базу. В критическом состоянии находится парк городских автобусов большой вместимости, а также подвижной состав городского электрического транспорта.
Однако, если вопрос обновления парка пассажирского транспорта находит свое решение, то на развитие транспортной инфраструктуры - важной составляющей предоставления населению транспортных услуг - до последнего времени внимание не обращалось. Транспортная инфраструктура области представляет собой комплекс технических средств (технические средства организации дорожного движения), здания (автовокзалы, автостанции, автокассы и диспетчерские пункты), сооружения (посадочные павильоны, площадки для стоянки транспортных средств, остановочные и разворотные площадки), а также улично-дорожную сеть и транспортные магистрали, обеспечивающие стабильность и безопасность функционирования транспортного комплекса.
На сегодняшний день имеется необходимость в осуществлении ряда мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры. В первую очередь необходимо осуществить работы по строительству нового автовокзала в областном центре, восстановлению автомобильных мостов, расширению проезжей части улиц и автомобильных дорог, установке освещения и ограждений, обустройству пешеходных переходов и железнодорожных переездов, расположенных на территории города Астрахани и области.
Решение всех перечисленных проблем является необходимым условием стабилизации работы пассажирского наземного транспорта на территории Астраханской области. Приоритеты должны быть смещены в сторону укрепления позиций специализированных предприятий путем пополнения парка транспортных средств большой и средней вместимости, создания условий для снижения аварийности на транспорте путем развития и реконструкции существующей улично-дорожной сети, оптимизации числа действующих городских, пригородных и междугородных маршрутов, строительства новых либо реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры.