К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в области, следует отнести:
- массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения;
- недостаточная подготовка и неудовлетворительная дисциплина водителей транспортных средств, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные потоки.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества задержек дорожного движения, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, эффективное обеспечение безопасности дорожного движения не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Астраханской области.
Государственное управление обеспечением безопасности дорожного движения в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной комплексностью и системностью мероприятий, отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, областном и местных уровнях.
Отсутствуют критерии оценки эффективности деятельности субъектов управления, а также механизмы контроля со стороны вышестоящих органов государственной власти и общественных институтов.
Действующие нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения не в полной мере регулируют отношения в этой сфере.
Мероприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения, в основном в муниципальных образованиях, финансируются за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Астраханской области; не определены полномочия по проведению программных мероприятий, направленных на улучшение безопасности движения транспорта и пешеходов.
Необходимо продолжать воздействие государства и общества на участников дорожного движения с целью формирования общественно значимых стереотипов транспортной культуры и повышения правосознания.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить при решении проблемы комплексность и системность на основе:
- определения целей, задач и мероприятий;
- концентрации финансовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При применении программно-целевого метода будет осуществляться:
- координация действий в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и числа граждан, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
- формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения позволит существенно повысить эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления Астраханской области.