Наименование | Внешнеторговый оборот | в том числе: | |||||
экспорт | импорт | ||||||
Всего: | 76441,1 | 100,0 % | 24746,39 | 100,0% | 51695,32 | 100,0% | |
по сравнению с 2010 годом, % | 92,7% | 55,6% | 136,0% | ||||
в том числе: | |||||||
1 | Иран | 43434,44 | 56,8% | 17701,85 | 71,5% | 25732,59 | 49,8% |
2 | Китай | 9601,61 | 12,6% | 9601,61 | 18,6% | ||
3 | Украина | 4603,12 | 6,0% | 99,13 | 0,4% | 4503,99 | 8,7% |
4 | США | 2439,09 | 3,2% | 2439,09 | 4,7% | ||
5 | Азербайджан | 2376,89 | 3,1% | 2273,49 | 9,2% | 103,40 | 0,2% |
6 | Узбекистан | 2279,04 | 3,0% | 8,08 | 0,0% | 2270,96 | 4,4% |
7 | Польша | 1718,67 | 2,2% | 1677,20 | 6,8% | 41,47 | 0,1% |
8 | Норвегия | 1374,45 | 1,8% | 1374,45 | 2,7% | ||
9 | Корея | 1157,33 | 1,5% | 1157,33 | 2,2% | ||
10 | Туркмения | 1040,21 | 1,4% | 842,94 | 3,4% | 197,27 | 0,4% |
11 | Германия | 792,17 | 1,0% | 346,94 | 1,4% | 445,23 | 0,9% |
12 | Македония | 700,00 | 0,9% | 700,00 | 1,4% | ||
13 | Финляндия | 525,78 | 0,7% | 525,78 | 1,0% | ||
14 | Франция | 480,88 | 0,6% | 340,04 | 1,4% | 140,85 | 0,3% |
15 | Эстония | 472,02 | 0,6% | 472,02 | 1,9% | ||
16 | Киргизия | 408,94 | 0,5% | 17,38 | 0,1% | 391,56 | 0,8% |
17 | Таджикистан | 339,26 | 0,4% | 72,20 | 0,3% | 267,06 | 0,5% |
18 | Пакистан | 290,99 | 0,4% | 290,99 | 0,6% | ||
19 | Англия | 246,58 | 0,3% | 246,58 | 0,5% | ||
20 | И талия | 240,83 | 0,3% | 240,83 | 0,5% | ||
21 | Чехия | 219,39 | 0,3% | 142,98 | 0,6% | 76,40 | 0,1% |
22 | Литва | 194,73 | 0,3% | 176,87 | 0,7% | 17,87 | 0,0% |
23 | Словакия | 190,50 | 0,2% | 190,50 | 0,8% | ||
24 | Австрия | 190,42 | 0,2% | 190,42 | 0,4% | ||
25 | Кипр | 170,41 | 0,2% | 170,41 | 0,3% | ||
26 | Греция | 170,00 | 0,2% | 170,00 | 0,7% | ||
27 | Индия | 144,30 | 0,2% | 144,30 | 0,3% | ||
28 | Испания | 117,22 | 0,2% | 117,22 | 0,2% | ||
29 | Хорватия | 91,73 | 0,1% | 91,73 | 0,2% | ||
30 | Объединенные Арабские Эмираты | 75,77 | 0,1% | 75,77 | 0,3% | ||
31 | Нидерланды | 74,89 | 0,1% | 0,0% | 74,89 | 0,1% | |
32 | Латвия | 67,42 | 0,1% | 67,42 | 0,3% | ||
33 | Грузия | 45,20 | 0,1% | 45,20 | 0,2% | ||
34 | Тайланд | 43,09 | 0,1% | 43,09 | 0,1% | ||
35 | Сирия | 20,70 | 0,0% | 20,70 | 0,1% | ||
36 | Чили | 19,06 | 0,0% | 19,06 | 0,0% | ||
37 | Сербия | 17,02 | 0,0% | 17,02 | 0,0% | ||
38 | Швеция | 15,48 | 0,0% | 15,48 | 0,0% | ||
39 | Япония | 12,90 | 0,0% | 12,90 | 0,0% | ||
40 | Канада | 10,21 | 0,0% | 10,21 | 0,0% | ||
41 | Малайзия | 8,37 | 0,0% | 8,37 | 0,0% | ||
42 | Китай | 8,35 | 0,0% | 8,35 | 0,0% | ||
43 | Аргентина | 6,32 | 0,0% | 6,32 | 0,0% | ||
44 | Болгария | 5,67 | 0,0% | 5,67 | 0,0% | ||
45 | Индонезия | 0,15 | 0,0% | 0,15 | 0,0% |
46 | Румыния | 0,11 | 0,0% | 0,11 | 0,0% |
Таким образом, учитывая результаты внешнеэкономической деятельности и положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства, Астраханская область вполне способна эффективно решать проблемы увеличения объемов готовой продукции (товаров, работ и услуг), производимых малыми и средними предприятиями для экспорта. Важность внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий обусловлена не только экономической, но и социальной ролью в развитии Астраханской области. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление финансовых ресурсов как в виде доходов в консолидированный бюджет, так и в виде роста доходов населения Астраханской области.
Изучение состояния внешнеэкономической деятельности экспортно ориентированных малых и средних предприятий Астраханской области в 2009 - 2010 годах выявило ряд тенденций. Во-первых, количество малых и средних предприятий, способных производить товары на экспорт, незначительно, что в определенной степени обусловлено отсутствием эффективной системы услуг, способствующих продвижению товаров на иностранные рынки. Во-вторых, в структуре экспорта преобладает сырьевая направленность, практически отсутствует экспорт готовой продукции. В-третьих, в структуре экспорта отсутствует продукция с высокой добавленной стоимостью и глубиной передела (инновационная продукция). Подпрограмма определяет несколько основных мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта:
- организационного характера, которые предусматривают координацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти Астраханской области, общественных и ассоциативных структур и организаций, содействующих экспортной активности, и экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства;
- информационно-консультационные, направленные на обеспечение организаций, экспортирующих продукцию, информацией о мерах финансовой и нефинансовой поддержки государственными, финансовыми, общественными институтами, освещение и консультирование в вопросах внешнеэкономической деятельности и происходящих изменений.