Конституция Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853) гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально - экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере.
На современном этапе развития России образование в его неразрывной, органичной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, что делает его одним из важнейших факторов благополучия каждого гражданина
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Гармоничное воспитание молодого поколения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Эта цель достижима при условии активного вовлечения в реализацию образовательной политики граждан России, семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов.
Вместе с тем ситуация с развитием системы дошкольного образования на территории Астраханской области вызывает тревогу.
Именно поэтому особое значение приобретает обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Концепция отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009-2011 годы" (далее - концепция), разработанная министерством образования и науки Астраханской области, представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на развитие системы дошкольного образования в Астраханской области.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития системы образования.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом
В соответствии с действующим законодательством общеобразовательные программы дошкольного образования реализуют дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ), учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также общеобразовательные учреждения. Перечисленные учреждения предоставляют комплексные услуги по образованию, присмотру и уходу за детьми в течение дня или круглосуточно. Большая доля занятого платёжеспособного населения, имеющего детей дошкольного возраста предпочитают воспользоваться именно этой объединённой услугой.
Всего в Астраханской области проживает 67057 (в том числе в г. Астрахани - 33209) детей дошкольного возраста (от одного года до семи лет, не посещающих 1 класс), из них 35331 дошкольник - посещает полнодневные группы в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования (в том числе в г. Астрахани - 18888). На 1 января 2008 года охват детей дошкольным образованием в Астраханской области составил 52,6%, а численность детей, состоящих на учёте для определения в образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования для получения комплексной услуги - 18 450 (27,5%) человек, из них в г. Астрахани - 14 611, в области - 3839.
Ситуация дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, сложилась по ряду причин: рост рождаемости и сокращение сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования; несовершенная региональная нормативная правовая база, регулирующая вариативное развитие сети образовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования в зависимости от гражданского заказа.
До 2000 года, в период снижения рождаемости и экономической нестабильности, система дошкольного образования претерпела ряд изменений и стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. При этом 16 дошкольных образовательных учреждений Астраханской области были переданы в аренду, проданы или закрыты (в том числе 14 - по г. Астрахани).
Последние годы в Астраханской области, как и в целом по России, наблюдается улучшение демографической ситуации. При условии сохранения тенденции роста рождаемости, к 2010 году общее количество детей дошкольного возраста составит 88 525.
Данные динамики изменения численности детей дошкольного возраста по региону на 01.01.2008 представлены территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Астраханской области в таблице N 1.
Таблица N 1
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | Всего | |
Всего по области | 9530 | 9714 | 10888 | 11965 | 12197 | 11959 | 12267 | 78520 |
г. Астрахань | 4461 | 4492 | 5289 | 5947 | 6059 | 6148 | 6074 | 38470 |
% прироста последующего года к предыдущему | 1,9 | 12 | 9,9 | 1,9 | - 2 | 2,6 | ||
% прироста последующего года к 2001 | 1,9 | 14,2 | 26 | 28 | 25,5 | 28,7 |
При изменении числа дошкольников одновременно происходило изменение сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Динамика изменений за период с 2000 по 2008 год представлена в таблице N 2.
Таблица N 2
Кол-водетей в них |
По данным мониторинга министерства образования и науки Астраханской области, потребность опрошенных семей в получении дошкольного образования в полнодневных группах, организованных на базе различных учреждений, составляет 80,8%, причём полнодневные группы при дошкольных образовательных учреждениях предпочли бы 63,1%, при центрах дополнительного образования - 9,1%, а при школах - 8,6%.
В связи с недостатком мест в полнодневных дошкольных образовательных учреждениях и (или) по другим причинам (слабое здоровье дошкольников, невозможность родителей оплачивать содержание ребёнка в полнодневных группах или желание индивидуального подхода к ребёнку и возможность оплатить более комфортные условия) часть семей предпочла воспользоваться альтернативными формами дошкольного образования:
группами кратковременного пребывания, организованными на базе центров дополнительного образования, негосударственными образовательными учреждениями или частными предпринимателями;