Массовый спорт имеет целый ряд социально значимых функций, таких, как развитие социально-ценных форм досуга, воспроизводство рабочей силы, компенсация неудовлетворяющих личность достижений в других областях жизни, углубление внутригрупповой и межгрупповой интеграции, социализация, воспитание здорового, физически крепкого поколения и идеологическую функцию. Именно массовый, а не спорт высших достижений, играет важнейшую роль в осуществлении перечисленных функций.
Массовый спорт способствует воспроизводству и поддержанию высокой работоспособности человека, что имеет непосредственный социально-экономический смысл.
Итоги реализации отраслевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008 - 2010 годы" подтвердили правильность выбранного пути развития массовой физкультурно-спортивной работы с населением за счет укрепления организационной структуры спортивной отрасли в муниципальных образованиях Астраханской области.
В сфере массового спорта образовался ряд проблем, препятствующих развитию данного направления:
- не в полном объеме осуществляется работа органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, недостаточно развита сеть подростковых спортивных клубов. Более 900 дворовых спортивных площадок имеют свободный игровой доступ, но значительная часть из них находится в неудовлетворительном состоянии, нуждается в реконструкции и расширении видов спортивной направленности;
- в большинстве муниципальных образований Астраханской области отсутствуют многофункциональные спортивные сооружения, ФОКи, которые позволили бы сделать акцент на приоритетных видах спорта с целью выявления точек роста;
- ввиду недостаточного финансирования не в полной мере осуществляется пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
В рамках подпрограммы "Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения в Астраханской области на 2011 - 2015 годы" планируется реализовать следующий этап в развитии физкультурного движения по месту жительства с целью решения вышеназванных проблем, препятствующих достижению цели подпрограммы.
Дальнейший рост количества людей, использующих средства физической культуры и спорта, возможен через такие формы, как спорт во дворах и местах массового отдыха населения. Отсюда становится очевидным, что интенсификация создания благоприятной инфраструктуры, организационных предпосылок и условий будет способствовать большему привлечению людей к использованию средств физической культуры и спорта. Это должно являться одним из приоритетных направлений в работе органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере физической культуры и спорта.
Законодательством Российской Федерации определена сфера компетенции органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта. В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 05.07.2013 N 239-П)
Для увеличения числа систематически занимающихся физической культурой и спортом необходимо создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений при образовательных учреждениях, а также по месту жительства граждан Астраханской области.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время в сфере физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях Астраханской области, характеризуется как неудовлетворительная.
В ряде образовательных учреждений Астраханской области технические и гигиенические условия физкультурно-спортивных зон (спортивные залы, душевые, раздевалки, спортивный инвентарь и оборудование, комнаты для хранения спортивного инвентаря, покрытия спортивных площадок) не соответствуют современным требованиям организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий.
Нуждается в существенном обновлении процесс физического воспитания в образовательных учреждениях.
Необходимо придерживаться существующих норм организации занятий физической культурой и спортом до 3 академических часов в неделю в общеобразовательных школах и колледжах, до 4 часов - в вузах, что поможет решить проблемы необходимого объема двигательной активности школьников и студентов. Подпрограмма предусматривает доведение объема двигательной активности обучающихся всех типов образовательных учреждений до физиологической нормы.
Важным параметром физкультурно-спортивной работы является обеспечение инвентарем и оборудованием учебной и внеклассной спортивной работы. От этого показателя во многом зависит выполнение учебных программ, качество учебно-воспитательного процесса и техника безопасности на занятиях физической культурой.
Внеклассная спортивно-массовая работа в общеобразовательных учреждениях не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований - спартакиад. Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом, а также являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.
За 2009 год министерством физической культуры и спорта Астраханской области проведено 18 спартакиад с участием различных возрастных групп, коммерческих структур, государственных гражданских служащих, лиц с ограниченными возможностями, ветеранов спорта.
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 26.11.2014 N 544-П)
Для мотивации населения к занятиям физической культурой и спортом необходимо увеличить количество спортивных мероприятий единого календарного плана, проводимых на базе спортсооружений, планируемых к строительству на территории Астраханской области, а также модернизировать методику подготовки и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.
Современные физкультурно-оздоровительные комплексы весьма неоднозначны. Даже построенные по типовым архитектурным проектам, они могут разительно отличаться внутренним содержанием, что находит свое отражение в развитии устоявшихся в каждом муниципальном образовании Астраханской области индивидуальных приоритетов в части выбора и развития отдельных видов спорта с учетом всех особенностей.
При достаточном финансировании данное направление по строительству масштабных спортивных объектов позволит не только способствовать развитию массового спорта, но и поднять на качественно новый уровень профессиональный спорт в целях достижения высоких спортивных результатов.
В рамках социального проекта партии "Единая Россия" - "Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов" и федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - федеральная программа на 2006 - 2015 годы) на территории Астраханской области ведутся работы по завершению строительства объекта "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плавательным бассейном" в п. Лиман Лиманского района Астраханской области. Разрабатывается проектно-сметная документация на строительство в 2011 году физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Енотаевка Астраханской области. В последующие годы планируется продолжение участия в социальных проектах и федеральной программе на 2006 - 2015 годы в рамках представления заявок на софинансирование из федерального бюджета строительство ФОКов в муниципальных образованиях Астраханской области с целью вовлечения всех категорий граждан, в особенности детей и юношей, в занятия физической культурой и спортом.
Для дальнейшего развития физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях и по месту жительства требуется строительство в муниципальных образованиях Астраханской области новых, современных, безопасных, доступных спортивно-игровых площадок.
Министерством физической культуры и спорта Астраханской области разработана модель дворовых универсальных площадок - многофункциональная спортивная площадка S = 630 кв. м (21 x 30) с ограждением Н = 3.0 для игровых видов спорта (баскетбол/мини-футбол).
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 26.11.2014 N 544-П)
Повышение роли физической культуры и спорта в формировании жизненной потребности занятиями физической культурой и спортом, повышение у населения интереса к своему здоровью и физическому совершенствованию формируется за счет эффективного рекламного и исчерпывающего информационного обеспечения населения.