ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 августа 2007 года N 326-П
Об отраслевой целевой программе "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008 2010 годы" и о внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 06.07.2007 N 271-П
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 12.04.2012 N 140-П)
В соответствии с концепцией отраслевой целевой программы "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 06.07.2007 N 271-П (НГР:RU30000200700480), постановлением Правительства Астраханской области "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" от 22.06.2007 N 227-П (НГР:RU30000200700420), а также в целях повышения конкурентоспособности производимой овощной продукции, увеличения мощности перерабатывающих предприятий области
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Одобрить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008- 2010 годы" (далее Программа).
2.Министерству сельского хозяйства Астраханской области (Нестеренко И.А.) внести в установленном порядке Программу на утверждение в Государственную Думу Астраханской области.
3.Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) при формировании областного бюджета в течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень отраслевых целевых программ.
4.Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год.
5.Внести изменение в концепцию отраслевой целевой программы "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Астраханской области от 06.07.2007 N 271-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008-2010 годы" (НГР:RU30000200700480), изложив раздел 4 "Источники финансирования программы" в новой редакции:
"Источниками финансирования мероприятий программы являются средства федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников".
6.Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
7.Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А.Жилкин
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 02.08.2007 N 326-П
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | -отраслевая целевая "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008-2010 годы" |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | -министерство сельского хозяйства Астраханской области |
Основной разработчик Программы | -министерство сельского хозяйства Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | -Министерство сельского хозяйства Российской Федерации -министерство сельского хозяйства Астраханской области министерство экономического развития Астраханской области -проектные организации, кооператив "Народный кредит" агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области -овощеперерабатывающие предприятия -Правительство Астраханской области, вузы |
Цели и задачи Программы | -обеспечение социальной стабильности, в том числе занятости населения в сельских районах области |
Срок реализации Программы | -2008-2010 годы |
Объемы и источники финансирования | -общий объем финансирования Программы 1730140 тыс.руб., в том числе: 134140 т ыс.руб. -из федерального бюджета, 129835 тыс.руб. -из областного бюджета, 5255 тыс.руб. -из местных бюджетов 1460910 тыс.руб. - из внебюджетных источников, в том числе в 2008 году: из федерального бюджета - 38000 тыс. руб., из областного бюджета- 35950 тыс.руб., из местных бюджетов - 1550 тыс. руб., из внебюджетных источников - 414750 тыс.руб., в 2009 году из федерального бюджета - 45125 тыс.руб., из областного бюджета - 43180 тыс.руб., из местных бюджетов - 1595 тыс.руб., из внебюджетных источников - 491350 тыс.руб., в 2010 году из федерального бюджета - 51015 тыс.руб., из областного бюджета - 50705 тыс.руб., из местных бюджетов - 2110 тыс.руб. из внебюджетных источников - 554810тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | |
Контроль за исполнением Программы | сельского хозяйства Астраханской области, |
Отраслевая целевая программа "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008-2010 годы" разработана министерством сельского хозяйства Астраханской области во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 06.07.2007 N 271-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (НГР:RU30000200700480).
Программа предусматривает реализацию системы мероприятий по организационной и финансовой поддержке развития овощеперерабатывающей отрасли Астраханской области.
До 90-х годов предприятия овощеперерабатывающей промышленности играли важную роль в экономике Астраханской области. Функционировал мощный промышленный комплекс по переработке различной плодоовощной продукции. Данная отрасль объединяла ряд крупных предприятий с общей численностью работающих около 4 тысяч человек. Ежегодно производилось свыше 165 млн. условных банок плодоовощных консервов.
В годы экономических реформ из-за потери связей с традиционными покупателями, финансовых проблем, сложностей в обеспечении комплектующими и расходными материалами объемы выпускаемых плодоовощных консервов ежегодно снижались и в 1996 году составили всего 5,8 процента к уровню 1990 года.
Позитивные тенденции в овощеперерабатывающей отрасли наметились в 1997 году, когда объемы производства выросли на 68,4 процента к уровню 1996 года. За последние семь лет объемы выпущенной продукции увеличились по сравнению с 1996 годом в 2,4 раза.
На сегодняшний день овощеперерабатывающая промышленность области представлена 17 предприятиями, из них -8 крупных и средних. Здесь трудится свыше 2 тыс. человек, что составляет 5 процентов от общей численности работающих в промышленности области и 23 процента от числа занятых в пищевой отрасли. Имеющиеся производственные мощности позволяют ежегодно перерабатывать более 50 тыс. тонн овощей, однако используются они лишь на 15 процентов. Последние два года наблюдается тенденция снижения направляемого на переработку сельскохозяйственного сырья (в 2006 году - на 4 процента).
Несмотря на то, что в Астраханской области имеется богатейшая сырьевая база и область является крупнейшей зоной товарного овощеводства, доля овощеперерабатывающей отрасли в общем объеме пищевой промышленности из года в год уменьшается и составила в 2006 году 5,3 процента, а в объеме производства промышленной продукции области - 0,5 процента.
Овощепереработка является ядром овощного кластера, в который входят около 200 предприятий, в том числе предприятия сельского хозяйства, транспорта, торговли и сбыта, научных и образовательных учреждений, а также более 1200 крестьянско-фермерских хозяйств и около 50 тыс. личных подворий. Общая численность работающих в этом кластере - около 25 тыс. человек. Развитие овощепереработки в целом предопределяет развитие овощного кластера.
К основным проблемам, сдерживающим развитие овощеперерабатывающей отрасли, относятся:
2.1. Низкий технологический уровень производства и высокая степень износа основных производственных фондов. Кроме физического износа (степень износа составляет в среднем 70-75 процентов) практически все имеющееся на предприятиях оборудование для переработки овощей морально устарело. Данная ситуация сложилась из-за недостаточных в последние годы инвестиций в плодоовощную отрасль, низких темпов обновления и модернизации перерабатывающего производства (коэффициент обновления составляет 3,2 процента). Из наиболее значимых проектов последнего времени можно назвать создание новых предприятий: ООО "Лиманский консервный комбинат" и ООО "Скиф-Т". Другие примеры объемного инвестирования в предприятиях данной отрасли практически отсутствуют.
Кроме того, большинство оборудования (80-85процентов) было смонтировано в 80-х годах и ориентировано на массовый выпуск томатной пасты в крупногабаритной промышленной таре, что не отвечает современному потребительскому спросу. Кроме этого, в настоящее время из-за резкого падения объемов вылова кильки и сокращения выпуска рыбных консервов в томатном соусе, а также других причин спрос на томатную пасту значительно снизился и резко возрос на разнообразную овощную консервированную продукцию в яркой современной упаковке небольшой емкости, высокого качества, которую можно производить только на современном оборудовании.
Применяемые в настоящее время технологические процессы являются, как правило, высокоэнергозатратными со значительной долей ручного труда. Многие овощеперабатывающие предприятия, чьи котельные работают на мазуте, в частности УК ЗАО "Харабалинский консервный завод", поставлены в наиболее невыгодные экономические условия (увеличивается энергетическая составляющая в себестоимости конечной продукции, что делает ее менее конкурентоспособной по ценовому фактору). Это, в свою очередь, влияет на договорные отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, поскольку высокая себестоимость производимой продукции не позволяет повышать закупочные цены на сельскохозяйственное сырье.
2.2. Острый недостаток оборотных средств и отсутствие возможностей эффективного кредитования. Эта проблема не позволяет перерабатывающим предприятиям не только расширять консервное производство, но и делает проблематичным сохранение имеющихся объемов переработки, поскольку период оборачиваемости денежных средств в овощеперерабатывающей промышленности достаточно высок и составляет от 3 до 9 месяцев.
Существующий сложный и длительный механизм выделения кредитных ресурсов, а также значительный износ основных фондов и наличие непогашенной кредиторской задолженности не дают возможности предприятиям получать кредиты, поскольку величина залогового обеспечения в этих условиях невелика. Ежегодно потребность в кредитных ресурсах покрывается только на 20 процентов.
2.3. Низкая загрузка производственных мощностей и неритмичная поставка сырья на переработку. В то время, когда в области наблюдается стабильное увеличение объемов производства овощей, доля овощей, направляемых на овощеперерабатывающие предприятия, в последние годы постоянно снижалась и составила в 2006 году всего 4 процента. Низкая загрузка производственных мощностей предприятий (20-30 процентов) обусловлена в основном зависимостью объемов поставляемого сельхозпроизводителями на переработку сырья от складывающейся ценовой конъюнктуры на овощную продукцию, поставляемую в другие субъекты Российской Федерации.
Несвоевременная оплата за поставленное на переработку сырье - еще один из факторов, отрицательно влияющих на поставку товаропроизводителями овощей на перерабатывающие предприятия. Существует порочная практика заключения договоров на поставку сырья переработчикам без взаимной ответственности двух сторон, в связи с чем поставка заводам овощей осуществляется по остаточному принципу.
Следует отметить, что за последние четыре года в связи с переносом сроков массовой поставки овощей на переработку на более позднее время промежуток времени, отведенный предприятиям на переработку, значительно сократился. Так, только в 2006 году в результате отсутствия ритмичной поставки овощей на перерабатывающие предприятия было потеряно почти шесть недель работы, что уменьшило возможное время интенсивной переработки овощей более чем на 40 процентов. Именно в этот период возникает ситуация пиковой нагрузки, когда овощеперерабатывающие предприятия не могут принять все направляемые на переработку овощи, поскольку их возможности ограничиваются производительностью имеющегося оборудования.
2.4. Отсутствие нормальной загрузки предприятий овощеперерабатывающей промышленности в период между сезонами сбора овощей. Если раньше после окончания сезона переработки овощей можно было в большом количестве выпускать рыбные консервы, то в последние годы из-за снижения объемов вылова рыбы в Астраханской области предприятия в межсезонный период практически простаивают, что ухудшает их финансовое положение.
2.5. Наличие кадрового дефицита. Ежегодно потребность в привлечении дополнительной рабочей силы в сезон массовой переработки овощей составляет около 400 человек. Сезонность отрасли накладывает свой отпечаток на взаимоотношения между работодателями и рабочими. Многие предприятия отрасли в межсезонье простаивают, а временный характер работы и низкий уровень заработной платы не устраивает высококвалифицированные кадры. Имеется потребность в специалистах высшего и среднего звена. На сегодняшний день в плодоовощной отрасли сложилась кризисная ситуация: практически все овощеперерабатывающие предприятия имеют отрицательные финансовые результаты (в 2006 году получено 24,8 млн. рублей убытков по отрасли, что в 2 раза больше, чем в 2003 году) и не способны без принятия кардинальных организационно - правовых решений и оказания государственной поддержки не только развивать производство, но и принять участие в сезоне переработки урожая 2007 года.
Учитывая наличие богатейшей сырьевой базы развитие овощеперерабатывающей отрасли в области является первоочередным.
Основным инструментом реализации государственной политики по развитию овощеперерабатывающей промышленности области будет являться отраслевая целевая программа "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008-2010 годы", которая представляет собой комплексный план действий, включающий в себя организационно-правовые мероприятия по выходу из кризиса и оказанию государственной поддержки овощеперерабатывающим предприятиям.
3.1. Основными целями Программы являются:
-увеличение объемов производства и продаж продукции овощеперерабатывающей промышленности области;
-более полное и рациональное использование сельскохозяйственного потенциала области за счет роста объемов перерабатываемого плодоовощного сырья;
-повышение роли овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области в решении социальных задач, в том числе и занятости населения, особенно в сельских районах области.
3.2. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-создание условий для привлечения инвестиций в отрасль с участием предприятий и потенциальных инвесторов;
-создание внутриотраслевых вертикально интегрированных структур;
-создание областного бренда плодоовощной консервной продукции;
-обеспечение загрузки овощеперерабатывающих предприятий в период между сезонами сбора овощей;
-создание новых современных овощеперерабатывающих предприятий с применением передовых ресурсосберегающих технологий, современной инфраструктурой и наличием собственной базы по выращиванию технических сортов овощей с низкой себестоимостью;
-модернизация и развитие существующей производственно-технической базы для переработки сельскохозяйственного сырья;
-укрепление позиций астраханских переработчиков на традиционных рынках сбыта и освоение новых товарных рынков, продвижение плодоовощной консервированной продукции на внешний рынок;
-повышение качества управления предприятиями, распространение лучшего управленческого опыта;
-кадровое обеспечение овощеперерабатывающей отрасли.
Реализовать программные мероприятия планируется в течение 2008-2010 годов.
Этапы реализации Программы
I этап (2008 год):
Создание условий для привлечения инвестиций в овощеперерабатывающую отрасль:
-проведение работы с потенциальными инвесторами (командировки, встречи);
-создание веб-сайта, предоставляющего информацию об отрасли;
-разработка информационной системы по обмену информацией между сельхозпроизводителями и переработчиками;
-создание торговой марки "Астраханский продукт".
II этап ( 2008-2010 гг.):