Недействующий

О комплексной целевой программе "Семья" на 2009-2010 годы

3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее программной разработки


В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач является поддержка и социальная защита семей, имеющих несовершеннолетних детей. В особой защите и поддержке нуждаются семьи и дети из семей группы риска.

На территории Астраханской области проживает 230781 ребенок (в 2007 - 214744 ребенка, в 2006 - 221716 детей). Практически 50 % из них (109403 ребенка) проживают в малоимущих семьях (в 2007 - 87150 детей, в 2006 - 113502 ребенка). В органах социальной защиты населения состоят на учете 72514 малоимущих семей (в 2007 - 56947 семей, в 2006 - 72746). Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.

Не уменьшается количество неблагополучных семей, родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 2008 году было выявлено и поставлено на профилактический учет в органы внутренних дел 1157 неблагополучных семей (в 2007 - 1039 семей, в 2006 - 960), к административной ответственности были привлечены более 3000 родителей, в том числе 1608 - за уклонение от выполнения ими родительских обязанностей (в 2007 - 1931 человек, в 2006 - 1536), 529 родителей лишены родительских прав (в 2007 - 541 человек, в 2006 - 395), 36 человек ограничены в родительских правах (в 2007 -40, в 2006 - 290).

Также высок показатель отказных детей. В 2008 году в родильных домах было оставлено 92 новорожденных (в 2007 году - 80). Несмотря на снижение показателей младенческой и детской смертности (в раннем возрасте), смертности по неосторожности родителей, данный показатель продолжает оставаться высоким: в 2008 году смертность составила 8,46 промилле (1952 ребенка), в 2007 году - 9,6 промилле (2061 ребенок).

В 2008 году 168 несовершеннолетних поступили в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних по актам органов внутренних дел (в 2007- 112 детей; 2006 - 106 детей), по ходатайству органов опеки и попечительства - 314 детей (в 2007 - 421, в 2006 - 432). В настоящее время 2697 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под опекой (попечительством), 210 - в приемных семьях, 1541 ребенок усыновлен, 1635 детей воспитываются в детских государственных учреждениях всех видов. В 2008 году в семьи под опеку (попечительство) были переданы 639 детей, в приемные семьи - 39 детей, 143 ребенка усыновлено, из них 54 - иностранными гражданами.

Анализ деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Астраханской области в работе с неблагополучными семьями и детьми группы риска позволяет говорить о том, что существует ряд значимых моментов, на которые необходимо обратить внимание, это:

- отсутствие действенной системы межведомственного взаимодействия, направленной на работу с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

- ежегодное возрастание количества детей, отобранных у родителей, вследствие чего в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остро стоит проблема переуплотненности и нехватки мест.

В Астраханской области ведется целенаправленная работа по решению проблем профилактики негативных явлений в жизни несовершеннолетних, по оказанию помощи семье и детям группы риска, предусматривающая участие в этой работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Многие областные программы имеют положительные результаты. Однако традиционные, узковедомственные подходы к решению сложнейших социальных проблем сегодня не срабатывают, являются малоэффективными, несмотря на большие количества проводимых мероприятий и объемы затрачиваемых средств. Узковедомственный взгляд на комплексные социальные проблемы приводит к односторонней, неполной диагностике и упрощенному пониманию сложных социальных явлений, которые по своей природе носят межведомственный характер.

Анализ результатов социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми за 2006 - 2008 годы показывает следующее. В Астраханской области создана система социального обслуживания несовершеннолетних, которая включает в себя социальную реабилитацию, предоставление социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-правовых услуг несовершеннолетним, в том числе организацию летнего отдыха и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Однако недостаточно участие семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в мероприятиях, направленных на преодоление условий социального неблагополучия. Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обуславливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию при выработке общих подходов в ходе реализации мер социальной поддержки и улучшения положения семей с детьми.

Предусмотренные данной Программой службы сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, должны координировать работу всех специалистов системы профилактики с каждой семьей, находящейся в социально опасном положении.

Существует необходимость проведения обучающих семинаров для специалистов, участвующих в профилактической работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью поиска новых форм и методов работы с ними. Необходимо уделять большое внимание работе с родителями - кандидатами на лишение родительских прав. В период ограничения родителей в правах необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на возвращение родителей к нормальному образу жизни.