Действующий

Об отраслевой целевой программе "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы"

2.1. Анализ причин возникновения проблемы и состояния сферы действия Программы


Современный рынок труда Астраханской области сформировался в условиях реформирования экономики.Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависят от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2009 году в результате негативного влияния финансового кризиса характеризовалось снижением ряда основных макроэкономических показателей.Индекс промышленного производства составил 84,3 процента к предыдущему году. Объем инвестиций в основной капитал снизился на 10,8 процента по сравнению с 2008 годом, объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составил64,4 процента. Доля убыточных предприятий в 2009 году составила 35,2 процента. Индекс потребительских цен по всем товарам и услугам в декабре 2009 года возрос на 9,0 процента к декабрю 2008 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с предыдущим годом возросли на3,2 процента. Изменения в социально-экономическом развитии области оказали негативное влияние на сферу занятости населения.

В настоящее время рынок труда Астраханской областииспытывает последствия финансового кризиса не только 2008, но и 2009 года, обусловившего нестабильное финансово-экономическое состояние ряда организаций и, как следствие, сокращение спроса на рабочую силу, рост предложения рабочей силы на рынке труда и увеличение безработицы среди населения.

Среднегодовая численность населения, занятого в экономике области, в результате кризиса сократилась с 463 тысяч в 2008 году до 457 тыс. в 2009 году. Общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), в2009 годув среднегодовом исчислении в целом по Астраханской области возросла до 52,9 тыс.против 40,3 тыс. в 2008 году. Уровень общей безработицы увеличился с 7,5 процента в 2008 году до 10,0 процента в 2009 году.

Снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики, высвобождение работников, ликвидация неэффективных производств способствовали увеличению объемов движения рабочей силы. Уровень выбытия работников на крупных и средних предприятиях области увеличился в 2009 году до34,2 процента к среднесписочной численности работающих против 31,8 процента в 2008 году. Прием работниковсоставил 31,3 процентак среднесписочной численности работающих.Из-за увольнений из организаций по различным причинам рынок труда области в 2009 году пополнили более 54тыс. граждан.

В отраслевом разрезе в основном увеличение численности безработных происходило за счетграждан,уволенных с предприятий и организаций:государственного управления, обеспечения военной безопасности, соцобеспечения,сельского хозяйства,торговли,строительства,предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг,рыболовства и рыбоводства,транспорта и связи.

Основная доля выбывшей рабочей силы (до 70 процентов) приходиласьна граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию.Под влиянием кризиса в Астраханской области отмечалась активизация процессов высвобождения работников в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и т.д. Так, если в 2008 году количество высвобожденной рабочей силы составило3,3тыс. человекили 1,4 процента от среднесписочной численности работающих, то в 2009 году этот показатель достиг 5,7 тыс. человек или 2,4 процента.

Большинство граждан, уволенных в связи с сокращением численности штата организаций, становятся клиентами службы занятости. В течение 2009 года в целом по Астраханской области в центры занятости населения в поиске работы обратились 5,6 тыс. граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций, что в 1,8 разабольше, чем в предыдущемгоду.

Ежегодно в Астраханскую область привлекается до 12-15 тыс. иностранной рабочей силы, в основном в сельское хозяйство.Квалифицированная иностранная рабочая сила привлекается, преимущественно, в строительство и судостроение.

При наличии избыточного предложения рабочей силы на региональном рынке труда необходимо регулирование процесса привлечения иностранной рабочей силы на территорию Астраханской области, включая меры по повышению конкурентоспособности безработных граждан с целью замещения привлекаемых иностранных работников российскими гражданами.

Анализ сферы занятости показывает, чтона региональном рынке труда сохраняются его основные проблемы:

- активизация процессов увольнения работников, вызванных падением объемов производства под влиянием кризиса, нестабильностью экономического положения отдельных предприятий и организаций;

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;

- значительное влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в области значительно снижается во IIи III кварталах и возрастает в I и IV кварталах, что особенно характерно для сельской местности;

- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;

- пополнение рынка труда выпускниками образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего и высшего образования, не имеющими опыта работы, что осложняет их трудоустройство;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 21.10.2013 N 416-П)

- ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики муниципальных районов области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;

- высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и муниципальных районов, обусловленные специализацией в значительной степенина сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;

- необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, невысокий уровень оплаты труда (половина заявляемых предприятиями и организациями в службу занятости вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума по Астраханской области);

- сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также имеющих малолетних детей, молодежи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного и пенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 21.10.2013 N 416-П)