ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 июля 2007 года N 303/6
Об утверждении отраслевой целевой программы "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Астраханской области на 2007-2010 годы"
(Изменения и дополнения:
постановление Государственной Думы Астраханской области от 25.11.2008 N 539/11 НГР:RU30000200801196)
Рассмотрев отраслевую целевую программу "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Астраханской области на 2007-2010 годы", одобренную постановлением Правительства Астраханской области от 05.10.2006 N 352-П (НГР:RU30000200600594), Государственная Дума Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить отраслевую целевую программу "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Астраханской области на 2007-2010 годы" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Государственной
Думы Астраханской области
А.Б.Клыканов
постановление Государственной
Думы Астраханской области
от 05.07.2007 N 303/6
Отраслевая целевая программа "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Астраханской области на 2007-2010 годы"
Программы: | отраслевая целевая программа "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Астраханской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы: | |
заказчик Программы: | министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области |
Основной разработчик Программы: | министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы: | органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области |
Программы: | - обеспечение надлежащего контроля за соблюдением нормативных правовых актов Астраханской области в сфере градостроительства |
Сроки и этапы реализации Программы: | 2007-2010 годы |
Объемы и источники финансирования: | - средства местных бюджетов (прогноз) - 130,1 млн. рублей (в рамках реализации муниципальных программ градостроительного планирования развития территории и поселений района на 2007-2010 годы, разрабатываемых и реализуемых по соглашениям с министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | - профессиональной системы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере градостроительства |
Организация контроля за исполнением Программы: | организация контроля за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" |
В настоящей Программе под "градостроительным планированием" понимается регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое публичной властью в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (НГР:RU0000R200405555), иными нормативными правовыми актами в целях создания условий для привлечения инвестиций и активизации строительства, формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека.
Города и системы расселения области концентрируют в себе весь ее огромный социальный и производственный потенциал, определяют решающие условия для ее экономического и духовного прорыва в XXI век. Из общей численности населения области 998,2 тыс. человек в городах и поселках городского типа проживают 677,8 тыс. человек или 68 процентов, в сельских поселениях - 323,4 тыс. человек или 32 процента населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил Астраханской области, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
В то же время возрастающие объемы производства сельхозпродукции требуют организации предприятий по ее переработке на местах производства.
В Астраханской области более двух миллионов квадратных метров жилья отнесены к ветхому и аварийному, что составляет около 12 процентов от общего объема жилищного фонда области. Происходит естественное старение существующего жилищного фонда. Для ликвидации этого фонда необходимо определение площадок для строительства микрорайонов нового, современного быстровозводимого жилья с обеспечением его коммунальной и социальной инфраструктурами.
К числу имеющихся проблем также относится вопрос по изменению границ населенных пунктов. Многие поселения давно "переросли" границы, установленные ранее разработанными генеральными планами, некоторые жилые образования построены на землях сельскохозяйственного назначения, которые на протяжении последних 15-20 лет используются под жилищно-гражданское строительство, но до настоящего времени не переведены в установленном порядке в состав земель населенного пункта.
Слишком узкое толкование норм действующего законодательства некоторыми органами местного самоуправления привело по сути своей к ликвидации всей системы и вертикали местных органов архитектуры и градостроительства, гарантирующих обществу профессионализм градостроительных решений. Произошли сокращение и реорганизация уполномоченных органов власти в сфере градостроительной деятельности (специалистов районной архитектуры) на местах или передача полномочий в данной сфере органу, не имеющему отношения к градостроительству.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (НГР:RU0000R200405555), конкретизируя и расширяя объем полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, устанавливает последствия за бездействие в этой области, что повышает значимость и актуальность деятельности местных органов архитектуры и градостроительства.
На сегодняшний день ни один из 11 муниципальных районов не имеет современной градостроительной документации. Документы территориального планирования области были разработаны в 80-90-х годах прошлого столетия и не корректировались. В 2005-2006 годы только в двух муниципальных образованиях из 177 (с. Оля и г. Астрахань) подготовлены генеральные планы.
Анализ и оценка происходящих процессов являются основой для разработки документов территориального планирования.
Градостроительная документация выстраивает такую систему, при которой начальной и ключевой фигурой градостроительной деятельности в части обеспечения архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции становится застройщик, то есть лицо, которое приобрело имущественные права на земельный участок.
Для того, чтобы могло состояться приобретение права на земельный участок, выделенный из состава государственных или муниципальных земель, должны быть проведены предварительные действия, итогом которых является градостроительный план земельного участка. Этот документ, являясь результатом обеспеченной публичной властью планировки территорий, с одной стороны, подготавливается в контексте ранее утвержденных документов, а с другой стороны предопределяет подготовку физическими лицами последующих документов (землеустроительная документация, проектная документация, разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта).
Чтобы использовать возможности свободно строить в рамках заранее известных правил и ограничений, необходимо подготовить и принять соответствующие законы Астраханской области в сфере архитектурной и градостроительной деятельности и муниципальные нормативные правовые акты (правила землепользования и застройки).
Вышеперечисленные проблемы не представляется возможным решить без разработки документов территориального планирования области. Формирование нормативной правовой базы должно быть проведено органами местного самоуправления до 1 января 2008 года, что потребует больших финансовых затрат в условиях дефицита большинства местных бюджетов области. Поэтому предлагается предусмотреть софинансирование данных мероприятий из областного бюджета.
Разработка документов территориального планирования позволит решить следующие жизненно важные для области вопросы:
- перспективы расселения в каждом муниципальном образовании;
- применение объемно-планировочных и инженерно-технических решений в застройке населенных пунктов с учетом местной специфики.
Решение этих вопросов позволит выбрать оптимальный вариант устойчивого развития того или иного района.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию территорий и поселений определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения поставленной задачи.
Достижение максимальных результатов в минимальные сроки требует подготовки и реализации каждым субъектом Российской Федерации программы развития региональной системы градорегулирования, состоящей из взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга подсистем, совместно формируемых исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Такая Программа позволит не только оперативно решать текущие задачи обеспечения роста объемов строительства, но также последовательно и целенаправленно выстраивать основания для перспективных действий системного характера по развитию территорий, создавать адекватную условиям рыночной экономики систему градорегулирования.
Основной целью Программы является улучшение условий проживания населения и устойчивое территориальное развитие области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Для достижения указанной цели в рамках Программы деятельность исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих задач:
- обеспечение устойчивого развития территорий области на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
- обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
- осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований:
а) технических регламентов, законов и нормативов градостроительной деятельности Российской Федерации и Астраханской области;
б) безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны; обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятия мер по противодействию террористическим актам;
в) охраны окружающей среды и экологической безопасности;
г) сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
- обеспечение надлежащего контроля за соблюдением нормативных правовых актов Астраханской области в сфере градостроительства.
Для решения поставленных задач требуется концентрация общих усилий и средств на приоритетных направлениях с целью достижения максимальных результатов в минимальные сроки, включая подготовку и принятие закона Астраханской области о градостроительной деятельности, осуществление методического, финансового и организационного содействия со стороны Правительства Астраханской области органам местного самоуправления в реализации законодательства о градостроительной деятельности.
Программа реализуется в один этап. Срок реализации Программы - 2007-2010 годы.
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия, выполняемые:
- исполнительными органами государственной власти Астраханской области;
- исполнительными органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления;
- органами местного самоуправления.
Мероприятия по форме своей принадлежности финансируются из средств областного, муниципальных бюджетов.
Перечень мероприятий дан в приложении 1 к Программе.
1. Разработка проекта закона Астраханской области о градостроительной деятельности и схемы территориального планирования Астраханской области
Перечень основных положений, которые могут определяться законами Астраханской области в развитие норм федерального законодательства о градостроительной деятельности:
1) сводное предоставление полномочий и перечисление функций различных уровней исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а также органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности;
2) развитие положений о совместной подготовке документов территориального планирования Астраханской области исполнительными органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления, а также о совместной подготовке планов реализации таких документов;
3) развитие положений о составе, порядке подготовки и принятия региональных и местных нормативов градостроительного проектирования;
4) развитие положения об участии Астраханской области в информационном обеспечении, а также мониторинге градостроительной деятельности.
Кроме того, в проекте закона Астраханской области о градостроительной деятельности необходимо предусмотреть порядок градостроительной подготовки территорий, выделения земельных участков из состава государственных или муниципальных земель для предоставления физическим и юридическим лицам.
Схема территориального планирования Астраханской области будет служить основой для принятия компетентных решений по эффективному использованию территории области и ее развитию, поддержанию устойчивого баланса интересов государства, общества и отдельных граждан.
Нормативы градостроительного проектирования разрабатываются с учетом необходимости сохранения и дальнейшего повышения достигнутого в Астраханской области уровня обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения этих условий, в том числе по:
- объектам социального, культурного и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов);