Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Астраханской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление.
Внимание органов государственной власти к бизнесу обусловлено современными темпами развития экономики России, необходимостью наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики.
Согласно , одобренной Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 18.05.2006 N 16 "О вопросах социально-экономического развития Астраханской области") (далее - Стратегия), существенная роль в реализации приоритетных направлений развития Астраханской области отводится бизнесу, как важнейшему инструменту реализации инноваций, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Учитывая, что целью Стратегии в новых условиях развития России может быть только обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности, то именно малый и средний бизнес во многом может обеспечить стабильное и долгосрочное развитие экономики Астраханской области.
При этом основными наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства проблемами, которые приходится преодолевать представителям малого и среднего бизнеса, являются:
- несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития малого и среднего бизнеса, и частое внесение изменений в действующие законодательные акты;
- наличие административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства и большого количества контрольно-надзорных органов;
- недостаток у субъектов малого и среднего предпринимательства начального капитала и оборотных средств;
- крайне низкий уровень фактического бюджетного финансирования действующей отраслевой целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы";
- отсутствие действующих механизмов микрофинансирования малых предприятий;
- слаборазвитые механизмы самофинансирования;
- ограниченные возможности аренды земельных участков и производственных площадей для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- нехватка квалифицированных кадров.
Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе в малом и среднем предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.
Принципиальной новизной программных мероприятий станет сочетание апробированных путей решения проблемы с новыми.
Правовую основу концепции составляют Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (НГР:RU0000R200702362) и постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (НГР:RU0000R200501430).