Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации отраслевых целевых программ по улучшению положения детей в Астраханской области, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выявление и адресная поддержка одаренных детей, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей.
Особенно остро стоит проблема прогрессирующего ухудшения здоровья детей раннего и подросткового возраста.
Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной продукции и асоциальному поведению.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.
Следует отметить слабое развитие материально-технической базы специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, которое не позволяет на современном уровне осуществлять программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Нормативное правовое регулирование государственной системы поддержки семьи и стимулирование развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не в достаточной мере способствуют решению данной проблемы. Следует отметить усложняющийся год от года контингент этих детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
В то же время существующие детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечают современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения.
В Астраханской области в последние годы прослеживается динамика снижения численности детей-инвалидов, подавляющее большинство из которых воспитывается в семье; около трети их находятся в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
Учитывая рост интеллектуального уровня детей и подростков, в настоящее время наиболее остро ощущается необходимость развития системы выявления и поддержки одаренных детей с целью комплексного системного обеспечения условий для личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей и подростков, создания условий для развития системы патриотического воспитания детей и молодежи, обеспечивающей становление личности, формирования высокого патриотического сознания, способствующей консолидации общества, поддержанию социально-экономической стабильности.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Астраханской области, профилактикой безнадзорности и беспризорности, реализацией реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов, упрочением института семьи, повышением числа российского усыновления, выявления и поддержки одаренных детей, формированием патриотического сознания у подрастающего поколения, обусловливает необходимость их решения программными методами.
Реализация системы мероприятий отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2008-2012 годы (далее - программа) позволит снизить показатели детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранить и укрепить здоровье на всех этапах развития ребенка, развить формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создать условия для самореализации одаренных детей и подростков.