Существо проблемы состоит в том, что для обеспечения снижения количества чрезвычайных ситуаций и повышения уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера необходимо скоординировать в Астраханской области совместные усилия и финансовые средства бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований.
Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности населения и экономики Астраханской области. В связи с этим обеспечение защиты населения и территории Астраханской области от пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач.
В период 2007-2010 годов решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках отраслевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы".
С целью реализации отраслевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы" из федерального бюджета и бюджета Астраханской области выделеныденежные средства, которые были использованы на приобретение:
- пожарно-технического вооружения и оборудования, а также снаряжения для переоснащения газодымозащитной службы (пожарные рукава, водопенное оборудование, радиостанции);
- пунктов уличного оповещения населения (ПУОН);
- пожарной, инженерной техники;
- техники и имущества по локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (200 м боновых заграждений)для территориального аварийно-спасательного отряда;
- на создание Центра управления в кризисных ситуациях на территории Астраханской области.
Привлечение средств федерального бюджета осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 N 1.
Реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и базовые условия, необходимые для повышения уровня защищенности критически важных объектов, безопасности населения и территории области от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, повысить боевую готовность и оснащенность подразделений и служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и тем самым снизить ущерб от пожаров, аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на воде, сократить сроки доведения информации о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов до населения в местах массового пребывания людей.
Создание Центра управления в кризисных ситуациях на территории Астраханской области позволило повысить эффективность взаимодействия органов управления, оперативно управлять силами территориальной подсистемы Астраханской области государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в повседневном режиме, режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, снизить сроки реагирования органов повседневного управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить координацию деятельности межведомственных сил, аварийно-спасательных служб и формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:
- изменение структуры угроз и масштаба действия опасных факторов - потенциальных источников возникновения кризисов и чрезвычайных ситуаций;
- недостаток ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;
- недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределение функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления);
- изменение системы распределения сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На сегодняшний день современное состояние социально-экономического развития Астраханской области характеризуется высокими рисками в экономической сфере. К числу наиболее значимых рисков, относящихся к ведению области, относятся имущественные (ущерб имуществу области в результате аварий, пожаров, взрывов и стихийных бедствий), инфраструктурные (связанные с энергетическими, транспортными и инженерными системами жизнеобеспечения), экологические (связанные с загрязнением окружающей среды). Это обусловлено наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве области более 300 опасных объектов. По территории области проходят 8655 км железнодорожных путей, газо-, нефтепродуктопроводов, речных судоходных путей и автодорог.
Объекты, в числе которых 34 химически опасных, 164 пожаровзрыво-опасных, представляют не только экономическую и социальную значимость для области, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. Кроме того, социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Статистические данные о пожарах и их последствиях указывают на то, что в Астраханской области количество пожаров продолжает оставаться высоким.
Ежегодно при пожарах погибают в среднем 100 человек, столько же получают отравления и травмы различной степени тяжести. В 2009 году в области зарегистрировано 1118 пожаров, ущерб от которых составил 47,8 млн рублей. В значительной степени на успешное тушение пожаров влияет состояние противопожарной защиты г. Астрахани и населенных пунктов Астраханской области. Несмотря на то, что за счет средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Астраханской области приобретается пожарная техника, ее количество остается недостаточным для того, чтобы в полной мере обеспечить противопожарную безопасность Астраханской области.
Территория области подвержена воздействию широкого спектра опасных природных явлений, из которых наибольшую опасность представляют ураганные ветры, обрушение берегов и ежегодное весеннее половодье, по площади охвата территории и наносимому ущербу превосходящее все остальные опасные явления. В настоящее время в Астраханской области существует серьезная угроза, связанная с обрушением берегов в населенных пунктах, расположенных по берегам реки Волги, рукавов Бахтемир, Болда, Кизань и других протоков. Всего в области имеется 45 населенных пунктов, где происходит интенсивная переработка и обрушение берегов: в опасных зонах, подверженных обрушению берегов, находится 414 домовладений. Ежегодно расходы бюджета Астраханской области на проведение противопаводковых мероприятий в муниципальных образованиях составляют от 7 до 10 млн рублей.
Общий ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций в Астраханской области за 2007-2010 годы составил более 434 млн рублей.
Происходит дальнейшее сокращение сетей проводного вещания, в результате чего снижается уровень охвата оповещения населения, особенно в сельской местности. В соответствии с нормативами оповещения населения Астраханской области электросиренами в сельских районах необходимо оповещать жителей 214 населенных пунктов. На данный момент оповещаются только 44 населенных пункта. Для таких муниципальных образований, как "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области", "Наримановский район" и "Приволжский район" эта проблема является наиболее острой. Централизованная система оповещения населения и руководящего состава в них вообще отсутствует. В городе Астрахани охват оповещения населения по сигналу "Внимание всем" не превышает 20 процентов.
Кроме того, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.96 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлениями Правительства Астраханской области от 04.05.2005 N 83-П "О территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 17.10.2007 N 444-П "О порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области" возникает необходимость в создании резерва материальных ресурсов. Резерв материальных ресурсов будет в дальнейшем использован при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, иных первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан. Резерв материальных ресурсов включает в себя продовольствие, пищевое сырье, вещевое имущество, предметы первой необходимости, средства связи и оповещения, строительные, горюче-смазочные материалы и другие материальные ресурсы.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 N 125-П)
Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций позволит исполнительным органам государственной власти Астраханской области, ответственным за создание резервов материальных ресурсов Астраханской области, согласно перечню исполнительных органов государственной власти Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 17.10.2007 N 444 - П, экстренно привлечь необходимые средства исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 N 125-П)