Действующий

О концепции комплексной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области на 2010-2012 годы"

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Реализация комплексных целевых программ по профилактике правонарушений в Астраханской области на 2006-2009 годы и борьбе с преступностью в Астраханской области на 2007-2009 годы позволила в определенной степени создать общую систему профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на территории Астраханской области. Мероприятия в этих программах были направлены на возрождение индивидуальной и общей профилактики, снижение уровня преступности и повышение безопасности граждан, противодействие терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, усиление воздействия на лиц антисоциальной направленности и развитие позитивного поведения граждан. Срок действия этих программ в 2009 году прекращается, но остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах. В ходе реализации программ достигнуты положительные результаты в борьбе с преступностью на территории Астраханской области.

Анализ состояния преступности выявил тенденции развития криминальной обстановки и характер деятельности исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по созданию системы профилактики правонарушений и определил новые задачи по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их имущества, общественного порядка и борьбы с преступностью на территории области.

В то же время принимаемые меры остаются неадекватными по отношению к результатам обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

На территории области длительный период времени сохраняется высокий уровень преступности, который оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности.

Сравнительные показатели общей преступности и уровень преступности на 10 тыс. населения за последние 5 лет характеризуются неуклонным ростом, что влечет за собой сохранение социальной напряженности. Ее уровень колеблется с 232 до 316 преступлений. Только в 2008 году темп прироста преступности снизился до 0,7 процента.

Наметилась тенденция снижения удельного веса преступлений, совершаемых в общественных местах и на улице. Среди отрицательных тенденций в общей структуре преступлений сохраняется высокий уровень имущественных преступлений, высока доля преступлений против личности - 18 процентов и экономической направленности - 30,5 процента.

Наряду с положительными тенденциями по противодействию незаконному обороту наркотиков имеется ряд недостатков и это прежде всего выявление преступлений, связанных с вовлечением отдельных граждан в потребление наркотиков.

По данным областного наркологического диспансера, на 01.01.2009, на учете состоит 4358 наркозависимых лиц.

Несмотря на реализацию масштабных мер по противодействию наркопреступности и профилактике наркомании, наркоситуация в Астраханской области остается напряженной. Она определяется большой протяженностью недостаточно оснащенной в техническом отношении государственной границы, через которую проходит интенсивный грузовой и пассажирский поток; близостью Астраханской области к странам Центральноазиатского региона, являющимся основными производителями наркотиков растительного происхождения; ростом интенсивности миграционных процессов за счет увеличения внутренней миграции этнических групп народностей Северного Кавказа и внешней миграции народов среднеазиатских стран и Закавказья; активизацией распространения в области наркотиков синтетического производства; наличием природно-климатических условий для произрастания наркосодержащих растений, пригодных для производства наркотиков.

И, как следствие, при негативном развитии наркоситуации возрастет недовольство населения результатами борьбы с наркопреступностью и наркоманией, возникнут сомнения в способности органов государственной власти эффективно обеспечивать их защиту.

Необходимы решительные меры по противодействию наркопреступности и наркомании.

Улучшение наркоситуации на территории Астраханской области может быть достигнуто только на основе государственной поддержки со стороны исполнительных органов государственной власти и путем участия органов местного самоуправления, негосударственных организаций, общественных объединений и граждан в противодействии незаконному обороту наркотиков и их употреблению.

В новых экономических условиях повышение темпов роста цен на потребительские товары и услуги, уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг по сравнению с темпом роста доходов населения и наличие проблемы по трудоустройству продолжают негативно влиять на качество жизни жителей области, о чем свидетельствует большое количество граждан, задержанных за совершение преступлений (установлено 16421 человек), т.е. 74,6 процента граждан на момент преступного посягательства не имели постоянного дохода.

Значительное количество преступлений (3805 или 18,5 процента) совершено лицами, ранее совершившими преступления.

Решение социально-реабилитационных проблем лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, является основной и определяющей частью в комплексе вопросов их социальной адаптации к жизни в обществе.

Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, жилья, социальных выплат, регистрации по месту жительства, получения необходимого образования, они вновь встают на путь совершения преступлений. На учете в органах внутренних дел состоит свыше 30 тыс. человек, из них свыше 10 тысяч ранее судимых.

Эффективность профилактических процессов реабилитации ранее судимых во многом зависит от своевременной профессиональной ориентации, восстановления социальных связей.

Недостаточно эффективно организована работа по охране рыбных запасов, браконьерство составляет 82 процента от общего числа совершенных преступлений в сфере оборота биоресурсов.

Проведение комплексных целевых мероприятий, являющихся действенной формой профилактики правонарушений несовершеннолетних, послужило сокращению количества совершенных ими преступлений, удельный вес которых составил 6,3 процента.

Не сокращается поток незаконных мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.

Имеют место экстремистские проявления, не ослабевает угроза террористической опасности.

Малоэффективна работа правоохранительных органов по раскрытию преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп, и более половины из них составляют - экономические.

Не перекрыты каналы финансирования и легализации денежных средств, полученных преступным путем; поступления оружия, контрафактной алкогольной продукции; отмечается отрицательная динамика в раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Все это способствует высокому уровню преступности.

При росте валовых показателей в сфере промышленного производства сохраняется необходимость в защите всех форм собственности от криминальных посягательств с целью создания благоприятного инвестиционного климата, декриминализации основных отраслей области.

В целях защиты приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье -гражданам России", инвестиционных проектов и инвесторов, вкладывающих финансовые средства в развитие экономики Астраханской области, необходимо выявлять механизм совершаемых преступлений в сфере финансово-кредитных правоотношений и факты легализации денежных средств или имущества, добытых преступным путем.

Не реализован комплекс мер по выявлению и пресечению преступных проявлений, направленных на дестабилизацию среднего и малого предпринимательства.

Организация борьбы с преступностью и профилактика правонарушений требуют в целом комплексного подхода со стороны правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Приоритетным направлением в этой деятельности является разработка мероприятий по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, что позволит выделить отдельные направления по противодействию терроризму и экстремизму, повышению уровня антитеррористической устойчивости и защиты населения и укреплению профессионального ядра сотрудников правоохранительных органов, в том числе милиции общественной безопасности. Это позволит решить отдельные социальные проблемы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, обеспечить систему мер целевого воздействия на преступность и взять под контроль развитие криминальных процессов. Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день имеет межведомственный характер и требует консолидации усилий всех субъектов профилактической деятельности. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только при обеспечении комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.