ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2009 года N 288-П

О концепции комплексной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области на 2010-2012 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 23.08.2011 N 308-П)

В целях снижения темпов роста преступности и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области на 2010-2012 годы".

2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области на 2010-2012 годы" администрацию Губернатора Астраханской области.

3. Управлению по работе с воинскими формированиями и правоохранительными органами администрации Губернатора Астраханской области (Хватков В.М.) совместно с управлением внутренних дел по Астраханской области (Кулик Г.П.) разработать комплексную целевую программу "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области на 2010-2012 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке в срок до 1 июля 2009 года.

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления Астраханской области разработать целевые программы по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в муниципальных образованиях на 2010-2012 годы, предусмотрев их финансирование за счет средств местных бюджетов.

5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 16.06.2009 N 288-П

Концепция комплексной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области на 2010-2012 годы"

1. Введение


Концепция комплексной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области на 2010-2012 годы" (далее - концепция) представляет собой многоуровневую систему мероприятий, направленных на снижение уровня преступности, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

В концепции сформулированы основные цели, принципы и направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области (далее - исполнительные органы государственной власти), правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и населения по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка.

Предлагаемая концепция предусматривает разработку комплексных программных мероприятий по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Астраханской области.

С целью активизации предупредительных мер со стороны правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в жилом секторе, на улицах и в других общественных местах необходимо совершенствовать систему профилактики правонарушений и управленческое влияние исполнительных органов государственной власти по оптимизации сил и средств для обеспечения безопасности личности и защиты экономических интересов. В связи с этим необходимо укрепить материально-техническую базу милиции общественной безопасности и сосредоточить усилия на модернизации и технической оснащенности подразделений милиции общественной безопасности для улучшения условий труда личного состава и их социальной защиты.

Консолидация усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и населения позволит поднять на новую ступень уровень борьбы с преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркопреступностью и иными противоправными действиями, снизить уровень преступности и изменить ситуацию в динамике преступности на территории Астраханской области.

Исполнение профилактических мероприятий потребует определенных финансовых затрат. Решить за короткий срок в полном объеме весь комплекс многоуровневой системы мероприятий по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью невозможно.

В связи с этим предлагается:

- на основе достигнутых результатов при создании многоуровневой системы профилактики правонарушений развивать координацию деятельности исполнительных органов государственной власти на местах, хозяйствующих субъектов и общественных объединений в сфере профилактики правонарушений, обеспечения правопорядка с участием граждан;

- в целях повышения эффективности работы по профилактике правонарушений продолжить реализацию мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы;

- объединить усилия общественного потенциала в различных сферах жизнедеятельности человека с целью организации целенаправленной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи;

- определить основные направления по применению и внедрению передовых методов профилактики правонарушений и борьбе с преступностью;

- повысить эффективность дополнительных мер по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц;

- укрепить и расширить взаимодействие исполнительных органов государственной власти и правоохранительных органов со средствами массовой информации, общественными объединениями по объективному информированию населения о результатах работы по охране правопорядка и борьбе с преступностью;

- совершенствовать работу по координации деятельности в сфере миграции и контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания и проживания, а также осуществления ими трудовой деятельности на территории области;

- совершенствовать работу по организации профилактических мероприятий по пресечению незаконного оборота и перекрытию каналов незаконной транспортировки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выявлению лиц, участвующих в их незаконном обороте;

- систематизировать работу по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями, образовательными учреждениями в сфере профилактики преступлений экстремисткой направленности;

- совершенствовать работу по осуществлению комплекса дополнительных мер по усилению антитеррористической защищенности объектов и населения области;

- повысить роль межведомственных комиссий по профилактике правонарушений в решении проблем предупреждения правонарушений, требующих комплексного подхода, в том числе по снижению негативного влияния на образ жизни детей со стороны взрослых, обеспечению мероприятий ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание;

- продолжить внедрение в охрану общественного порядка элементов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";

- сосредоточить усилия службы участковых уполномоченных милиции на ранней индивидуальной профилактике правонарушений в жилом секторе и пресечении преступлений, совершаемых на бытовой почве;

- продолжить работу в муниципальных образованиях по введению в общеобразовательных учреждениях школьных инспекторов милиции и реализации мероприятий по оказанию шефской помощи детским учреждениям, а также организации спортивной и военно-патриотической работы в молодежной среде;

- оказывать финансовую поддержку за счет бюджета Астраханской области в проведении контрольно-профилактических мероприятий в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ;

- направить усилия на повышение участия граждан в обеспечении правопорядка и функционирование общественных объединений правоохранительной направленности;

- упорядочить комплекс мер по развитию и расширению сфер взаимодействия с негосударственными охранными предприятиями в обеспечении общественного порядка и безопасности на улицах и в общественных местах;

- активизировать работу СМИ по информированию населения о результатах деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и повышению доверия граждан к работникам милиции, формированию широкого социального слоя среди населения, поддерживающего усилия органов внутренних дел по обеспечению правопорядка.

Выполнение этих предложений возможно только при объединении усилий исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций для реализации программных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и борьбу с преступностью.

Концепция является исходной установкой для разработки мероприятий по продолжению развития единой государственной системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Реализация комплексных целевых программ по профилактике правонарушений в Астраханской области на 2006-2009 годы и борьбе с преступностью в Астраханской области на 2007-2009 годы позволила в определенной степени создать общую систему профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на территории Астраханской области. Мероприятия в этих программах были направлены на возрождение индивидуальной и общей профилактики, снижение уровня преступности и повышение безопасности граждан, противодействие терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, усиление воздействия на лиц антисоциальной направленности и развитие позитивного поведения граждан. Срок действия этих программ в 2009 году прекращается, но остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах. В ходе реализации программ достигнуты положительные результаты в борьбе с преступностью на территории Астраханской области.

Анализ состояния преступности выявил тенденции развития криминальной обстановки и характер деятельности исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по созданию системы профилактики правонарушений и определил новые задачи по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их имущества, общественного порядка и борьбы с преступностью на территории области.

В то же время принимаемые меры остаются неадекватными по отношению к результатам обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

На территории области длительный период времени сохраняется высокий уровень преступности, который оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности.

Сравнительные показатели общей преступности и уровень преступности на 10 тыс. населения за последние 5 лет характеризуются неуклонным ростом, что влечет за собой сохранение социальной напряженности. Ее уровень колеблется с 232 до 316 преступлений. Только в 2008 году темп прироста преступности снизился до 0,7 процента.

Наметилась тенденция снижения удельного веса преступлений, совершаемых в общественных местах и на улице. Среди отрицательных тенденций в общей структуре преступлений сохраняется высокий уровень имущественных преступлений, высока доля преступлений против личности - 18 процентов и экономической направленности - 30,5 процента.

Наряду с положительными тенденциями по противодействию незаконному обороту наркотиков имеется ряд недостатков и это прежде всего выявление преступлений, связанных с вовлечением отдельных граждан в потребление наркотиков.

По данным областного наркологического диспансера, на 01.01.2009, на учете состоит 4358 наркозависимых лиц.

Несмотря на реализацию масштабных мер по противодействию наркопреступности и профилактике наркомании, наркоситуация в Астраханской области остается напряженной. Она определяется большой протяженностью недостаточно оснащенной в техническом отношении государственной границы, через которую проходит интенсивный грузовой и пассажирский поток; близостью Астраханской области к странам Центральноазиатского региона, являющимся основными производителями наркотиков растительного происхождения; ростом интенсивности миграционных процессов за счет увеличения внутренней миграции этнических групп народностей Северного Кавказа и внешней миграции народов среднеазиатских стран и Закавказья; активизацией распространения в области наркотиков синтетического производства; наличием природно-климатических условий для произрастания наркосодержащих растений, пригодных для производства наркотиков.

И, как следствие, при негативном развитии наркоситуации возрастет недовольство населения результатами борьбы с наркопреступностью и наркоманией, возникнут сомнения в способности органов государственной власти эффективно обеспечивать их защиту.

Необходимы решительные меры по противодействию наркопреступности и наркомании.

Улучшение наркоситуации на территории Астраханской области может быть достигнуто только на основе государственной поддержки со стороны исполнительных органов государственной власти и путем участия органов местного самоуправления, негосударственных организаций, общественных объединений и граждан в противодействии незаконному обороту наркотиков и их употреблению.

В новых экономических условиях повышение темпов роста цен на потребительские товары и услуги, уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг по сравнению с темпом роста доходов населения и наличие проблемы по трудоустройству продолжают негативно влиять на качество жизни жителей области, о чем свидетельствует большое количество граждан, задержанных за совершение преступлений (установлено 16421 человек), т.е. 74,6 процента граждан на момент преступного посягательства не имели постоянного дохода.

Значительное количество преступлений (3805 или 18,5 процента) совершено лицами, ранее совершившими преступления.

Решение социально-реабилитационных проблем лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, является основной и определяющей частью в комплексе вопросов их социальной адаптации к жизни в обществе.

Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, жилья, социальных выплат, регистрации по месту жительства, получения необходимого образования, они вновь встают на путь совершения преступлений. На учете в органах внутренних дел состоит свыше 30 тыс. человек, из них свыше 10 тысяч ранее судимых.

Эффективность профилактических процессов реабилитации ранее судимых во многом зависит от своевременной профессиональной ориентации, восстановления социальных связей.

Недостаточно эффективно организована работа по охране рыбных запасов, браконьерство составляет 82 процента от общего числа совершенных преступлений в сфере оборота биоресурсов.

Проведение комплексных целевых мероприятий, являющихся действенной формой профилактики правонарушений несовершеннолетних, послужило сокращению количества совершенных ими преступлений, удельный вес которых составил 6,3 процента.

Не сокращается поток незаконных мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.

Имеют место экстремистские проявления, не ослабевает угроза террористической опасности.

Малоэффективна работа правоохранительных органов по раскрытию преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп, и более половины из них составляют - экономические.

Не перекрыты каналы финансирования и легализации денежных средств, полученных преступным путем; поступления оружия, контрафактной алкогольной продукции; отмечается отрицательная динамика в раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Все это способствует высокому уровню преступности.

При росте валовых показателей в сфере промышленного производства сохраняется необходимость в защите всех форм собственности от криминальных посягательств с целью создания благоприятного инвестиционного климата, декриминализации основных отраслей области.

В целях защиты приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье -гражданам России", инвестиционных проектов и инвесторов, вкладывающих финансовые средства в развитие экономики Астраханской области, необходимо выявлять механизм совершаемых преступлений в сфере финансово-кредитных правоотношений и факты легализации денежных средств или имущества, добытых преступным путем.

Не реализован комплекс мер по выявлению и пресечению преступных проявлений, направленных на дестабилизацию среднего и малого предпринимательства.

Организация борьбы с преступностью и профилактика правонарушений требуют в целом комплексного подхода со стороны правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Приоритетным направлением в этой деятельности является разработка мероприятий по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, что позволит выделить отдельные направления по противодействию терроризму и экстремизму, повышению уровня антитеррористической устойчивости и защиты населения и укреплению профессионального ядра сотрудников правоохранительных органов, в том числе милиции общественной безопасности. Это позволит решить отдельные социальные проблемы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, обеспечить систему мер целевого воздействия на преступность и взять под контроль развитие криминальных процессов. Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день имеет межведомственный характер и требует консолидации усилий всех субъектов профилактической деятельности. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только при обеспечении комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»