Приоритетность государственной политики определил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, который отметил, что "для современного общества враг N 1- коррупция".
Сказанное объясняется тремя причинами. Во-первых, тем, что коррупция деформирует существующие легальные методы и механизмы управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия.
Во-вторых, борьба с коррупцией особенно важна сейчас, в условиях экономического кризиса, т.к. коррупция выступает катализатором организованной преступности, растлевает экономику, делает ее неконкурентоспособной, не выгодной и даже опасной для инвестирования, скандалы и разоблачения высокопоставленных должностных лиц, злоупотребляющих своим положением в корыстных целях, на фоне углубляющегося неравенства разных слоев населения подрывают авторитет власти, дискредитируют демократию, создают опасность поворота к диктатуре, подрывают авторитет государства.
В-третьих, коррупция как социальное явление достаточно многопланово и, как многие другие социальные явления, создает условия собственного воспроизводства, влияя на будущий экономический, социальный и политический порядок. Являясь фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость, причем чем продолжительнее период масштабной коррупции, тем сложнее предстоит борьба с ней и устранение ее последствий, даже если некоторые из ее причин и будут ликвидированы.
Вероятность поимки с поличным и наказания (как человека, предлагающего взятку, так и получающего взятку) также влияет на уровень коррупции. Отследить злоупотребления достаточно сложно, участники успешных коррупционных сделок не заинтересованы в разглашении их содержания. Из результатов экономического анализа законов следует, что люди всегда взвешивают ожидаемые выгоды и возможные издержки (вероятность быть пойманным и наказанным), связанные с нарушением закона. Нарушители осознают малую вероятность быть уличенными или, в случае задержания с поличным, быть наказанными, так как они уверены в том, что сама система правосудия является коррумпированной.
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. В большинстве случаев она не влечет за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки.
Противодействие коррупции стало в настоящее время важнейшей стратегической задачей деятельности Российской Федерации и ее гражданского общества. Количественная характеристика и кратчайшие сроки внедрения соответствующих мер, политическая направленность представителей высших органов государственной власти на ликвидацию коррупции, понимание её опасности, социального, общественного и экономического вреда для существования самого государства в целом на современном этапе для России беспрецедентны. Призыв - предостережение Президента Российской Федерации к крупным бизнесменам и чиновникам любого ранга осознать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом, свидетельствует о том, что борьба с коррупцией перешла на новый качественный уровень. Этот уровень требует проведения последовательной системной работы всего государства и общества по пресечению деятельности коррумпированных должностных лиц любого уровня и формированию действенных условий, препятствующих дальнейшему развитию коррупции.
Такая работа уже проводилась на территории Астраханской области посредством реализации мероприятий комплексной целевой программы "Профилактика преступлений в сфере экономики и преступлений коррупционной направленности в Астраханской области на 2008-2009 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 22.05.2008 N 204/6. Результаты реализации указанных мероприятий свидетельствуют о формировании в регионе комплексного подхода к решению задач профилактики преступности в сфере экономики и коррупционной направленности, снижению уровня коррупции, повышению взаимодействия с населением по выявлению указанных преступлений, устранению их причин и условий, пресечению деятельности лиц их совершающих, что привело к устойчивому росту количества предотвращенных попыток нанесения экономического ущерба Астраханской области и росту налоговых и иных поступлений в бюджет Астраханской области за период 2008-2009 годов.
Кроме того, реализация мероприятий указанной комплексной целевой программы позволила повысить уровень взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Астраханской области, правоохранительными и иными контролирующими органами Астраханской области по обеспечению региональной экономической безопасности и в борьбе с коррупцией, что способствовало привлечению населения к данной проблематике, активизации информационно-пропагандистской работы по повышению правовой грамотности населения и формированию позитивного общественного мнения об органах государственной власти и правоохранительной системе Астраханской области.
Учитывая высокую значимость и актуальность вопросов противодействия коррупции, с одной стороны, а с другой - понимая коррупцию как социальное явление, состоящее из множества общественных отношений, следует признать, что в борьбе с неправомерной деятельностью, которую ведут участники коррупционных отношений, необходимо использовать важнейшие свойства права; формальную определенность, нормативность и государственную гарантированность. Однако применением только правовых мер невозможно в целом обеспечить достижение цели противодействия данному явлению целиком. Необходимо активно использовать комплекс политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических и других мер, последовательное и системное внедрение которых способно надежно противостоять неписаным теневым правилам.