Недействующий

Об утверждении Программы государственных гарантий по обеспечению населения Астраханской области бесплатной медицинской помощью на 2000-2001 годы

Приложение 3

к Правилам обязательного

медицинского страхования

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" от 28.06.91, а также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации" от 4.10.96. Закон предусматривает право граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества. Настоящее Положение устанавливает общие методические и организационные принципы оценки качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Астраханской области для обеспечения права граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества, а также эффективного целевого использования финансовых средств и ресурсов. В компетенцию страховых медицинских организаций и территориального фонда ОМС входят организация и осуществление в рамках заключенных договоров обязательного медицинского страхования контроля качества, объема и сроков оказания медицинской помощи застрахованным.

Целью осуществления контроля является соответствие медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам, областной Программе государственных гарантий по обеспечению населения Астраханской области бесплатной медицинской помощью и территориальной программе обязательного медицинского страхования, а также эффективность и рациональность использования финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Контроль качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования осуществляется путем:

- экспертной оценки лечебно-диагностических мероприятий в соответствии со стандартами медицинской помощи и территориальной программой обязательного медицинского страхования;

- проверки правильности оплаты медицинской помощи.

Обеспечение прав граждан области на охрану здоровья достигается системой контроля за качеством оказания лечебной помощи:

- медицинские учреждения и департамент здравоохранения Администрации области осуществляют внутриведомственную экспертизу оказываемой помощи населению области;

- страховые медицинские организации и территориальный фонд ОМС осуществляют вневедомственную экспертизу качества медицинской помощи.

При вневедомственном контроле качества медицинской помощи предусматриваются меры экономического воздействия со стороны страховых медицинских организаций, заключающиеся в частичном или полном не возмещении затрат по оказанию медицинских услуг медицинским учреждением, допустившим дефекты в оказании медицинской помощи.

На основании статей 15 и 27 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", устанавливающих материальную ответственность страховщика перед застрахованным за невыполнение условий договора медицинского страхования в случае причинения ущерба здоровью пациента по вине медицинского учреждения, страховщик имеет право на предъявление в судебном порядке иска медицинскому учреждению о возмещении ущерба.

Меры экономического воздействия за нарушение обязательств в отношении объемов, сроков и качества медицинской помощи применяются по результатам экспертизы. Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется врачами-экспертами страховых медицинских организаций и территориального фонда обязательного медицинского страхования с привлечением к экспертизе, при необходимости, независимых экспертов любой специальности, а также юристов. При решении экспертных задач в системе ОМС используется единая методика оценки качества медицинской помощи, согласованная с департаментом здравоохранения Администрации области.

Проверки качества медицинской помощи могут быть как плановые (предусмотренные договором на предоставление лечебно-профилактической помощи), так и внеплановые (на основании жалоб граждан, случаев летального исхода, расхождения диагнозов, несоответствия представляемой финансовой документации и др.). Сроки проведения плановых проверок заранее согласовываются с медицинскими учреждениями, а о конкретной дате проверки медицинские учреждения извещаются не менее чем за 10 дней до ее проведения. Длительность плановых проверок не может превышать 5 дней.

Дата проведения внеплановой проверки (связанной с неотложной ситуацией) осуществляется страховщиком по согласованию с медицинским учреждением не менее чем за один день до проведения проверки. Длительность внеплановой проверки не может превышать 3 дней.

Проверка проводится по медицинской, учетно-отчетной финансовой, статистической документации. Контроль осуществляется на основании случайной выборки или по фактической причине проверки медицинского учреждения. В случае необходимости может быть проведено очное освидетельствование больного в присутствии врача и заместителя руководителя медицинского учреждения по лечебной работе (либо заведующего отделением) с назначением дополнительных методов обследования.

На должность штатного врача-эксперта страховой медицинской организации и территориального фонда обязательного медицинского страхования принимаются квалифицированные врачи лечебных специальностей, имеющие опыт практической работы (а также организатора здравоохранения) не менее 5 лет, прошедшие специальную подготовку по экспертизе.

Основными задачами штатных сотрудников экспертных отделов являются:

- проверка счетов медицинских учреждений за оказанные медицинские услуги в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (без ограничения срока);

- рассмотрение жалоб, поступающих от населения, предприятий и организаций в оказании медицинской помощи;

- организация и проведение экспертизы качества медицинской помощи в медицинских учреждениях с привлечением внештатных экспертов;

- подведение итогов экспертизы;

- представление руководству своей организации предложений по применению мер экономического воздействия на медицинское учреждение по результатам экспертизы качества медицинской помощи.

Внештатные эксперты, привлекаемые страховой медицинской компанией для проведения углубленной экспертизы качества медицинской помощи, должны быть специалистами с высшим медицинским образованием, получившими подготовку по врачебной специальности и имеющими стаж работы не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень, получившими специальную подготовку по экспертизе. Из числа специалистов, отвечающих соответствующим требованиям, формируется согласованный заинтересованными сторонами регистр внештатных экспертов, которых можно привлекать к вневедомственной оценке качества медицинской помощи на территории области.

Врач-эксперт несет ответственность в пределах своей компетенции за качество проводимой экспертизы.

Перечень дефектов в оказании медицинской помощи в медицинском учреждении и размеры уменьшения оплаты счетов по актам экспертизы качества медицинской помощи приведены в таблице 1.

По результатам проверки врачом-экспертом страховой медицинской организации, территориального фонда обязательного медицинского страхования составляется акт экспертизы качества медицинской помощи в 4 экземплярах, который подписывается экспертом и руководителем медицинского учреждения. Администрация медицинского учреждения, в котором проводилась экспертиза, не в праве отказываться от подписи об ознакомлении с актом экспертизы.

Один экземпляр акта остается в медицинском учреждении, второй передается в страховую медицинскую компанию, третий - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, четвертый - в департамент здравоохранения Администрации области. Данный акт служит основанием для определения размера уменьшения оплаты счетов, выставляемых данным медицинским учреждением.

Меры экономического воздействия к стороне-нарушителю договорных обязательств осуществляются путем частичного или полного не возмещения затрат по оказанию медицинских услуг. Договором должен быть предусмотрен порядок применения мер экономического воздействия путем уменьшения на соответствующую сумму оплаты очередного счета, выставляемого медицинским учреждением.