Проведенный анализ состояния областной системы образования позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития областной системы образования. Однако необходимо отметить, что данные проблемы успешно решаются благодаря реализации региональной комплексной программы модернизации образования в Астраханской области.
Для муниципальных сетей общеобразовательных учреждений, как и областной сети в целом, характерна неравномерность территориального распределения общеобразовательных учреждений повышенного уровня подготовки. Подобное распределение снижает возможность получения образования повышенного уровня детьми, проживающими в сельской местности.
Данная проблема решается путем создания образовательных ресурсных центров. За 2006-2007 годы в Астраханской области создан 21 образовательный ресурсный центр, что позволило более 1500 детям Астраханской области получать качественное образование независимо от места их проживания - 65% школьников обучаются в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к образованию. В 2008 году планируется открытие еще 30 образовательных ресурсных и 15 социокультурных центров, что позволит увеличить количество школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к образованию, до 75% .
Подавляющее большинство образовательных учреждений в муниципальных сетях представлено средними общеобразовательными школами. Большинству школ необходимы специализированные кабинеты физики, химии, информатики и т.п. Обеспечить все школы необходимым учебно-материальным ресурсом при существующей социально-экономической ситуации и общем дефиците средств, высоком уровне изношенности оборудования - нереально и нерационально (с учетом прогноза численности учащихся).
Благодаря модернизации системы образования в Астраханской области в 2007 году более 30 школ получили оборудование для 105 учебных кабинетов. В 2009 году планируется оснастить еще 30 школ, что позволит приобрести оборудование для более 150 учебных кабинетов.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих контингент учащихся в существующей сети общеобразовательных учреждений, показал, что в настоящее время создаются условия для организации профильного обучения на основе учебных планов образовательных ресурсных центров. Однако необходимо открытие большого количества образовательных ресурсных центров для наиболее полного охвата учащихся, проживающих в малонаселенных пунктах. Кроме того, необходимо продолжить закупку автотранспорта для перевозки обучающихся, так как имеющийся транспорт (приобретенный ранее 2004 года) не соответствует ГОСТу Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования".
Параллельно с этими проблемами тормозят внедрение модернизации образования действующие механизмы приобретения школьного оборудования и распределения средств на ремонт общеобразовательных учреждений.
Осталась проблема кадрового потенциала, хотя для сохранения имеющихся специалистов системы образования и привлечения в нее новых квалифицированных кадров с 2008 года внедряются новые механизмы оплаты труда педагогов.
Потенциал системы достаточен для решения вышеозначенных проблем, необходима только материальная поддержка начатых преобразований в системе образования Астраханской области.
В связи с этим разработана отраслевая целевая программа "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2009 год".