Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
На протяжении последнего десятилетия капитальный ремонт, модернизация и материально-техническое обеспечение объектов ЖКХ осуществлялись по остаточному принципу, так как бюджетные возможности области весьма ограничены.
Анализ финансового положения жилищно-коммунального хозяйства области показывает, что основными должниками предприятий жилищно-коммунального комплекса являются бюджеты различных уровней и бюджетные организации (28% от общей дебиторской задолженности), население (55%), организации различных форм собственности (17%).
Размеры существующей задолженности и отсутствие перспектив ее сокращения делают невозможными не только привлечение инвестиций в эту сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений.
В сфере ЖКХ прослеживается несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и услуги ЖКУ и уровнем доходов населения.
Названный фактор является источником целого ряда серьезных проблем, возникших в ходе реформирования ЖКХ, начиная с трудностей внедрения системы адресного субсидирования и заканчивая проблемами задолженности и финансового оздоровления предприятий ЖКХ.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуется следующими показателями:
- низким качеством предоставляемых предприятиями ЖКХ услуг;
- износом технологического оборудования и основных средств ЖКХ;
- убыточностью отрасли ЖКХ, что в свою очередь требует отвлечения значительных бюджетных средств на компенсацию убытков предприятиям ЖКХ, подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему сезону;
- невозможностью привлечения в сферу ЖКХ негосударственных инвестиций вследствие отсутствия источников и гарантий возврата инвестиций;
- значительным дефицитом квалифицированных кадров;
- задолженностью предприятий ЖКХ за электроэнергию, тепло и газ по состоянию на 01.06.2005 в сумме 775,0 млн.руб., а также отсутствием перспектив урегулирования данной задолженности;
- отсутствием инициативы органов местного самоуправления по привлечению инвестиций в муниципальную инфраструктуру для решения проблем отрасли ЖКХ.
В 2005 году расходы на финансирование отрасли ЖКХ из областного бюджета составили 670 млн.руб. (9,9% от общей расходной части областного бюджета), что на 2,4% меньше расходов 2004 года.
Финансирование предприятий ЖКХ Астраханской области из областного бюджета в 2004 году осуществлялось по трем основным статьям расходов, которые были исполнены в полном объеме, в том числе:
- дотация предприятиям ЖКХ по возмещению разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги населению (10%) - 131,2 млн.руб.;
- возмещение расходов предприятиям ЖКХ, связанных с предоставлением льгот населению по оплате жилищных, коммунальных услуг - 245,3 млн.руб.;
- возмещение расходов предприятиям ЖКХ от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным категориям граждан - 15 млн.руб.
Финансирование предприятий ЖКХ Астраханской области из областного бюджета в 2005 году осуществляется по двум основным статьям расходов, которые планируется исполнить в полном объеме;
- возмещение расходов предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, - 235 млн.руб.;
- возмещение затрат предприятий на предоставление ЖКУ малообеспеченным категориям граждан, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, - 196 млн.руб.
Также в областном бюджете на 2005 год предусмотрены средства на финансирование расходов областных бюджетных учреждений в части оплаты жилищно-коммунальных услуг в сумме 109 млн.руб., что на 7% больше фактического финансирования 2004 года.
Кроме того, в целях поддержки муниципальных образований и реализации мероприятий по подготовке области к осеннее- зимнему сезону ежегодно из областного бюджета оказывается финансовая помощь на приобретение топлива для котельных.
Однако, несмотря на проводимые в Астраханской области мероприятия по финансовой поддержке предприятий жилищно-коммунального комплекса, их показатель убыточности не снизится до тех пор, пока не установится соответствие между федеральным стандартом предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц и фактически сложившимся в области экономически обоснованным тарифом.
Прогнозный показатель экономически обоснованного тарифа на конец 2005 года составит 35,3 руб., что на 69% превышает установленный федеральный стандарт (20,9 руб.).
Указанное несоответствие приводит к занижению объемов финансовой поддержки области из федерального бюджета и значительному выпадению доходов предприятий ЖКХ, их убыточному функционированию.
Предприятия жилищно-коммунального комплекса не имеют достаточных финансовых ресурсов для работы в стабильном эксплуатационном режиме.