Одно из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства - это создание конкурентной среды в жилищной сфере с предварительным разделением функций заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг и формированием договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими и подрядными организациями с последующим формированием управляющих компаний, товариществ собственников жилья, что, в свою очередь, позволит обеспечить эффективное управление и обслуживание жилищного фонда, демонополизацию его обслуживания.
С целью организации эффективной работы в данном направлении необходимо провести мероприятия по:
- инвентаризации жилищного фонда;
- паспортизации жилищного фонда;
- организации системы контроля за эксплуатацией жилищного фонда и обеспечением населения жилищными услугами в соответствии с нормативами;
- разделению функций управления и эксплуатации жилищного фонда;
- установке приборов учета в жилых домах и рассмотрению возможности альтернативных вариантов произведенных затрат на содержание, текущий, капитальный ремонт, а также обслуживание жилищного фонда;
- улучшению состояния жилищного фонда;
- организации разъяснительной работы среди населения с целью добровольного объединения граждан в товарищества собственников жилья, управляющие компании и иные объединения граждан;
- обеспечению адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
- решению вопросов, связанных с дополнительным целевым финансированием за счет бюджетных средств;
- обеспечению надлежащего контроля со стороны муниципального образования и других контролирующих органов за качественным предоставлением услуг населению.
Учитывая специфику села, организация эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства в сельском поселении может осуществляться по следующим направлениям:
- создание производственных участков многоотраслевых предприятий (филиалы, представительства) по содержанию и технической эксплуатации объектов ЖКХ и социальной сферы;
- привлечение по договорам технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы организаций любых форм собственности, а также участие предпринимателей без образования юридического лица для выполнения отдельных видов работ.
Одним из условий финансового оздоровления отрасли и наиболее полного и качественного обеспечения потребителей коммунальными услугами, дальнейшего развития и привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и в целях реализации единой государственной политики необходимо провести мероприятия по переходу на новые формы управления имуществом коммунального комплекса Астраханской области.
Существуют различные способы перехода на новые формы управления имуществом, предусмотренные действующим законодательством, например:
- передача в аренду имущества ЖКХ;
- приватизация государственного и муниципального имущества;
- реформирование системы управления в рамках процедуры банкротства.
Переход на новые формы хозяйственных отношений будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость органов местного самоуправления в отношениях с концессионерами, создаст предпосылки для сбалансированности интересов сторон.