Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствующих профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создающему условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.
В Астраханской области в 320 общеобразовательных учреждениях (начальные, основные, средние) обучается 93 588 детей.
Анализ состояния здоровья, процесса воспитания и обучения, условий пребывания детей и подростков в образовательных учреждениях показал снижение первичной заболеваемости среди детей до 14 лет по таким классам болезней как: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ на 10%, болезни костно-мышечной системы на 4 %, болезни крови и кроветворных органов на 6 %.
Вместе с тем отмечен рост заболеваемости среди обучающихся по таким классам болезней как: болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения, болезни органов дыхания, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни уха и его сосцевидного отростка.
В 2008 году проведено 559 обследований общеобразовательных учреждений. В ходе проведенных обследований общеобразовательных учреждений отмечено улучшение ряда показателей лабораторного и инструментального контроля среды обитания. Так, процент неудовлетворительных исследований водопроводной воды снизился с 0,9 % в 2007 году до 0,1 % в 2008 году, по санитарно-химическим показателям: с 7,4 % в 2007 году до 6,7 % в 2008 году, по микробиологическим показателям готовых блюд: с 5,8% в 2007 году до 2 % в 2008 году, по микробиологическим показателям смывов: с 1,2 % в 2007 году до 0,3 % в 2008 году. Отмечен рост удельного веса нестандартных проб готовых блюд на калорийность и полноту вложения на 1,6 % (с 7,9 до 9,5%). Однако рационы питания во многих учреждениях не соответствуют основным принципам здорового питания. Это во многом объясняется низкими объемами его финансирования и недостаточным участием в данном вопросе родителей учащихся.
В современных условиях питанию детей в семьях, особенно в утренние часы, уделено мало внимания, в связи с чем ухудшается структура питания в целом. Школьное питание является реальным средством предотвращения таких негативных явлений у детей, как замедление или приостановление роста, физиологические заболевания, вызванные неправильным питанием. Особенно важна организация питания обучающихся начальных классов и ресурсных центров общеобразовательных учреждений Астраханской области, находящихся длительное время в образовательных учреждениях, с учетом времени, проведенного обучающимися в пути при доставке школьными автобусами из других населенных пунктов.
Реализация в Астраханской области отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2008 год" позволила увеличить количество школьников, охваченных всеми формами питания. В целом по области число обучающихся всех классов, пользующихся услугами столовых, составляет 78%, горячим питанием (горячее питание включает в себя горячее блюдо (кашу или второе блюдо), горячий напиток) охвачено 30 % обучающихся старших классов и 100 % учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений муниципальных образований, включенных в Программу.
По данным органов местного самоуправления Астраханской области в сфере образования, негативное воздействие на организацию питания школьников продолжают оказывать следующие факторы:
-устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования школьных пищеблоков. Большое количество пищеблоков на сегодняшний день не соответствует современным требованиям: в 18% школ области нет пищеблоков, 4% школьных столовых требуют капитального ремонта, в 10% школ области износ холодильного и технологического оборудования составляет более 70%;
-школьные столовые, предназначенные для работы на сырье (55,4% школ), не оснащены полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи; школьные пищеблоки не полностью обеспечены посудой и инвентарем, недостаточно посадочных мест;
-несоблюдение натуральных норм продуктового набора для школьного питания и принципов сбалансированного питания;
-нехватка кадров на предприятиях, обеспечивающих школьное питание, отсутствие или недостаточность их профессиональной подготовки;
-недостаточность организационных мероприятий, проводимых предприятиями и ведомствами, обеспечивающими школьное питание.
Решение перечисленных проблем требует комплексного системного подхода. Дальнейшее развитие системы школьного питания должно осуществляться через государственное регулирование этой сферы. Необходимо продолжить работу по координации деятельности различных организаций и ведомств, участвующих в обеспечении школьного питания, усилить контроль за качеством, экологической и санитарной безопасностью продуктов для школьного питания; определить источники получения относительно недорогих продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для школьного питания. Все это требует продолжения реализации отраслевой целевой программы и в 2010 году.