Автомобильные дороги наряду с другими инфраструктурными отраслями являются важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, повышения качества жизни людей. Без решения проблем в дорожной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности в целом.
Гарантированные статьей 8 Конституции Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного устойчивого развития транспорта и дорог.
К наиболее актуальным проблемам дорожного хозяйства Астраханской области относятся следующие:
2.1. Неудовлетворительное техническое состояние и низкая пропускная способность сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Астраханской области (регионального, федерального и муниципального значения), составляет 6229,7 км. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
- автомобильные дороги общего пользования федерального значения;
- автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;
- автомобильные дороги общего пользования местного значения;
- частные автомобильные дороги.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения (федеральных автодорог) составляет 567,66 км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения (далее - региональные автодороги) - 2188,9 км, из них 93,03% с твердым покрытием (1498,45 км - с капитальным, 99,85 км - с облегченным, 438,06 км - с переходным покрытием). 152,6 км (6,9%) дорог не имеют покрытия, т.е. грунтовые.
Протяженность муниципальных автодорог, включая улично-дорожную сеть, составляет 3469,8 км. При этом 61,3% муниципальных автомобильных дорог имеют грунтовое покрытие, и за последние годы мероприятия по улучшению состояния сети муниципальных дорог практически не проводились.
Основную долю региональных автодорог составляют автодороги 4 категории (62,8%), т.е. дороги с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью. Средняя скорость движения по региональным автодорогам не превышает 45 км/час, что увеличивает транспортно-эксплуатационные расходы пользователей транспортной инфраструктуры и неблагоприятно влияет на экономическое развитие других отраслей.
В то же время за последние 10-20 лет повысились требования пользователей к автомобильным дорогам, к безопасности дорожного движения. В настоящее время на автомобильных дорогах в транспортном потоке автопоезда составляют 25%. Автомобильные дороги, построенные в 60-80 годах под нагрузку на ось 6 тонн, не позволяют беспрепятственно и с наименьшими потерями осуществлять перевозки грузов.
Астраханская область на всем пространстве пересекается многочисленными водотоками. При общей площади области 52,9 тыс. кв. км 10% занимает акватория. Только на дорогах федерального и регионального значения в настоящее время функционирует 218 мостов, общая протяженность которых составляет 19105 пог.м, из них на федеральных автодорогах - 38 мостов и путепроводов длиной 2318,0 пог.м, на региональных автодорогах - 180 мостов и путепроводов длиной 16786,5 пог.м.
В настоящее время в Астраханской области осуществляют деятельность 84 паромные переправы различных форм собственности, в том числе 16 паромных переправ, расположенных на региональных автодорогах. 134 населенных пункта Астраханской области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Результаты диагностики автодорог и мостов показывают, что более половины протяжённости сети (1400 км) региональных автодорог и около четверти искусственных сооружений нуждаются в капитальном ремонте, 295 км автодорог имеют просроченные межремонтные сроки, 700 км - не отвечают нормативным требованиям по прочностным показателям, 280 км - имеют неровность профиля, 560 км - имеют низкий уровень сцепления.
Для ликвидации недоремонта и дальнейшего обеспечения нормативного содержания региональных автодорог необходимо ежегодно производить ремонт не менее 260 км автодорог и 16 мостов и/или путепроводов, а выделяемых в последние годы бюджетных средств хватает только на приведение в надлежащее состояние 70 - 80 км автодорог и 1 - 2 искусственных сооружений.
Из-за недостатка финансовых средств объемы работ, выполняемых по ремонту региональных дорог, не обеспечивают компенсации ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети. Систематическое несоблюдение межремонтных сроков покрытий дорог, построенных в 1983-1990 годах, может привести к их необратимому разрушению уже к 2010 году.