N п/п | Наименование показателей | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | год |
1. | в том числе: | 2284,3 | 2298,6 | 2232,2 | 2192,2 | 2188,9 |
протяженность автодорог с твердым покрытием, км | 2115,7 | 2135,4 | 2073,6 | 2040,3 | 2036,3 | |
2. | Потребность в ежегодном ремонте исходя из 6-летнего межремонтного срока, км | 353 | 356 | 346 | 340 | 339 |
3. | Фактически отремонтировано и реконструировано, км | 141,1 | 61,2 | 87,63 | 95,34 | 44,0 |
4. | Недоремонт, км | 212 | 295 | 258 | 245 | 295 |
В связи с увеличением количества транспортных средств, в том числе большегрузных, и объемов грузоперевозок ситуация на автодорогах Астраханской области при существующей низкой пропускной способности и слабой конструкции дорожной одежды автодорог ежегодно усугубляется.
Только за 2001 - 2007 годы парк автомобилей в Астраханской области вырос в 1,5 раза. В 2005 году на 1000 жителей Астраханской области было зарегистрировано примерно 204 автомобиля, а в 2006 году - около 223 автомобилей. Прогноз количества автомобилей на душу населения к 2010 году предполагает рост этого показателя до 260 единиц.
Для обеспечения соответствия автодорог современным нагрузкам автотранспортных средств незамедлительно требуется принять меры по усилению конструкций дорожной одежды и уширению существующих автомобильных дорог.
На автомобильных дорогах Астраханской области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
В период 2005-2007 годов на региональных автодорогах Астраханской области произошло 768 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 199 человек и ранен 841 человек.
В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения требует разработки и реализации ряда мероприятий, выполнение которых должно рассматриваться в качестве одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей в Астраханской области.
2.2. Существующий уровень финансирования автомобильных дорог не позволяет отрасли развиваться и в полной мере способствовать социально-экономическому развитию Астраханской области.
Так, за прошедший десятилетний период (1997-2007 годы) при росте валового регионального продукта Астраханской области на 97,04% уровень бюджетного финансирования дорожной отрасли упал на 34,8%.
Необходим переход на финансирование по нормативу финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автодорог, что даст возможность в полном объеме выполнять весь комплекс работ по содержанию региональных автодорог, произвести капитальный ремонт 1475 км региональных автодорог и выйти на нормативные сроки ремонта и капитального ремонта дорожной сети, ликвидировать основные очаги (23) дорожно-транспортных происшествий.
2.3. Остро стоит проблема вывода транзитного транспорта за пределы населенных пунктов. В частности, для решения вопроса о выводе основного потока транзитного транспорта из г. Астрахани необходимо продолжить строительство восточного обхода г. Астрахани и транзитной магистрали непрерывного движения (I пусковой комплекс), приступить к строительству северного обхода г. Астрахани.
При этом, кроме положительного эффекта повышения безопасности движения, окончание строительства благотворно скажется на социальной и экологической обстановке в городе Астрахани, значительно увеличит транспортную привлекательность Астраханской области для транзитных перевозок.
2.4. Отсутствие круглогодичных связей с 134 населенными пунктами (30,38% от общего количества населенных пунктов) отрицательно сказывается на условиях жизни населения и социально-экономическом развитии территорий. Это более 1,0 тыс. км автодорог с ориентировочной стоимостью в ценах 2007 года свыше 10,0 млрд. рублей.
Для решения проблемы обеспечения подъездами с твердым покрытием к каждому населенному пункту Астраханской области на последующие 10 лет объемы ежегодного финансирования должны составлять свыше 0,8 млрд.рублей.
2.5. Анализ фактической ситуации транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети населенных пунктов позволяет сделать вывод о том, что в 11 муниципальных районах Астраханской области населенные пункты в среднем только на 24% обеспечены автодорогами, отвечающими нормативным требованиям.
2.6. Существующие механизмы реализации государственной политики в области дорожного хозяйства при отсутствии достаточного финансирования не дают ожидаемых результатов.
Недостаток финансирования ремонтных работ и работ по содержанию автомобильных дорог сказался на работе специализированных предприятий, функционирующих на рынке дорожных работ. На рынке присутствуют в основном государственные унитарные предприятия. Наиболее значимыми проблемами государственных предприятий являются:
- изношенность основных фондов;
- отсутствие технологического оборудования (или наличие морально и физически устаревшего), позволяющего выполнять ремонтные работы, особенно работы с асфальтобетонным покрытием;
- недостаток квалифицированных кадров;
- слабый менеджмент и неэффективность системы управления издержками.
И как следствие, эти предприятия на сегодняшний день практически не способны вести качественные ремонтные работы на автомобильных дорогах, а конкурентная среда на рынке дорожных работ отсутствует.
На современном этапе очевидно, что развитие дорожного хозяйства требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Значительный социально-экономический эффект от реализации целевой Программы развития дорожного хозяйства очевиден.
В условиях реформирования бюджетного процесса программно-целевой метод решения указанных проблем позволит:
- улучшить транспортно-эксплуатационное состояние и качество содержания автомобильных дорог, что, в свою очередь, приведет к снижению количества дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий; комфортность передвижения транспортных средств;