Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствующих профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создающему условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.
В Астраханской области в 316 общеобразовательных учреждениях обучается 101 112 учащихся.
Анализ состояния здоровья, процесса воспитания и обучения, условий пребывания детей и подростков в образовательных учреждениях показал снижение на 3 % первичной заболеваемости подросткового населения области и незначительный рост на 0,8 % первичной заболеваемости детского населения.
Рост заболеваемости среди школьников по сравнению с предыдущим годом отмечен по таким классам болезней, как психические расстройства и расстройства поведения, болезни органов дыхания, болезни костно-мышечной системы, болезни уха и сосцевидного отростка, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни нервной системы.
Вместе с тем отмечено снижение первичной заболеваемости по многим классам заболеваний, среди которых так называемые алиментарно-зависимые: болезни эндокринной системы (на 8,7%), болезни органов пищеварения (на 4,9%), болезни глаза и его придаточного аппарата (на 4,8%). Кроме того, в общей структуре заболеваемости населения области следует отметить снижение заболеваемости по ряду болезней, связанных с микронутриентной недостаточностью: тиреотоксикоза (на 23,7 %), тиреоидита (на 17,9%), а также отсутствие роста заболеваемости субклиническим гипотиреозом вследствие йодной недостаточности.
В современных условиях, когда ухудшается структура питания в семьях, школьное питание является реальным средством предотвращения таких негативных явлений у детей, как замедление или приостановление роста, физиологические заболевания, вызванные неправильным питанием. Особенно важна организация питания обучающихся начальных классов общего образования и обучающихся образовательных центров, находящихся длительное время в образовательных учреждениях, с учетом времени, проведенного обучающимися в пути при доставке школьными автобусами из других населенных пунктов.
Реализация в области отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2008 год" позволила увеличить количество школьников, охваченных всеми формами питания. В целом по области число учащихся всех классов, пользующихся услугами столовых, составляет 78%, горячим питанием (горячее питание включает в себя горячее блюдо (кашу или второе блюдо), горячий напиток) охвачено 30 % учащихся старших классов и 88% учащихся 1- 4 классов.
По данным муниципальных образований, в Астраханской области негативное воздействие на организацию питания школьников продолжают оказывать следующие факторы:
- устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования школьных пищеблоков. За последнее десятилетие оборудование практически не обновлялось. Большое количество пищеблоков на сегодняшний день не соответствует современным требованиям: в 18% школ области нет пищеблоков, 4% школьных столовых требуют капитального ремонта, в 10% школ области износ холодильного и технологического оборудования составляет более 80%;
- школьные столовые, предназначенные для работы на сырье (50% школ), не оснащены полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи; столовые - доготовочные (10% школ) не обеспечиваются полуфабрикатами; школьные пищеблоки не полностью обеспечены посудой и инвентарем, недостаточно посадочных мест;
- несоблюдение натуральных норм продуктового набора для школьного питания и принципов сбалансированного питания;
- нехватка кадров на предприятиях, обеспечивающих школьное питание, отсутствие или недостаточность их профессиональной подготовки;
- несовершенство системы управления организацией школьного питания;
- недостаточность организационных мероприятий, проводимых предприятиями и ведомствами, обеспечивающими школьное питание.
Решение перечисленных проблем требует комплексного системного подхода. Дальнейшее развитие системы школьного питания должно осуществляться через государственное регулирование этой сферы. Необходимо продолжить работу по координации деятельности различных организаций и ведомств, участвующих в обеспечении школьного питания, усилить контроль за качеством, экологической и санитарной безопасностью продуктов для школьного питания, определить источники получения относительно недорогих продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для школьного питания. Необходимо создать на предприятиях школьного питания современную материально-техническую базу, позволяющую освоить новые технологии пищевого производства, формы и методы обслуживания обучающихся, привлечь в эту сферу деятельности субъекты малого предпринимательства через проведение конкурсов на предоставление услуг по школьному питанию.