Недействующий

О концепции отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы"

2.Содержание проблемы и анализ причин ее возникновения


Современный рынок труда области сформировался в условиях реформирования экономики и продолжает испытывать последствия социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в производстве, резкое сокращение спроса на рабочую силу, возникновение проблемы безработицы среди населения.

Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависят от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

Занятость населения области за годы реформирования сократилась с 490 тысяч в 1992 году до 445 тысяч в 2005 году. Наибольшее снижение численности занятых отмечалось в таких отраслях, как сельское хозяйство, промышленность.

Численность населения трудоспособного возраста по области на начало 2006 года составляла 630,3 тысячи. Несмотря на современную демографическую ситуацию, которая предопределила тенденцию снижения численности населения трудоспособного возраста, к 2010 году уменьшение трудоспособного населения области по прогнозу составит лишь 2,6 тысячи относительно 2005 года.

Рынок труда области в целом характеризуется довольно высокой экономической активностью населения, которая на протяжении ряда последних лет, по данным обследований по проблемам занятости населения, проводимым Федеральной службой государственной статистики, сохраняется на уровне 500-537 тысяч.

В связи с этим нагрузка на рынок труда остается довольно высокой и предложение рабочей силы на рынке труда области, которое ежегодно составляет порядка 150 тысяч человек, превышает спрос на нее. В результате общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), на протяжении ряда последних лет в целом по области составляла порядка 40-50 тысяч. Анализ спроса и предложения рабочей силы на крупных и средних предприятиях и в организациях области, проводимый органами службы занятости совместно с органами местного самоуправления, мониторинг занятости населения по населенным пунктам дают основания предполагать, что такая ситуация сохранится и на предстоящий период 2008-2010 годов.

Структурная перестройка экономики, снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики, на отдельных предприятиях, ликвидация неэффективных производств способствуют тенденции увеличения объемов движения рабочей силы.

Уровень выбытия работников на крупных и средних предприятиях области ежегодно составляет более 30 процентов, а приема - до 29 процентов от среднесписочной численности работающих, т.е. меняет место работы в среднем каждый третий-четвертый работник, основная часть которых пополняет рынок труда. При этом объемы выбытия рабочей силы на крупных и средних предприятиях только на 90 процентов компенсируются приемом новых работников. В результате на рынок труда области из-за увольнений по различным причинам ежегодно попадают до 50-60 тысяч граждан.

Основная часть выбытия рабочей силы (до 75 процентов) приходится на граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию (из-за не устраивающих условий и режима труда, уровня заработной платы, отсутствия социального пакета и т.д.). До 5-6 процентов работников выбывают в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и т.д. Причем в последние годы в области отмечается активизация процесса высвобождения работников. Так, если в 2003 году уровень высвобождения рабочей силы на крупных и средних предприятиях составлял 1,3 процента среднесписочной численности работающих, то в 2004 году этот показатель достиг 1,8 процента, в 2005 году - 2 процентов, в 2006 году - 2,3 процента. Растут абсолютные размеры сокращения персонала предприятий и организаций, в 2005 году они увеличились на 47,5 процента по сравнению с 2003 годом и составили 4,6 тысячи, а в 2006 году достигли 5,5 тысячи (119,5 процента к предыдущему году).

Часть ищущего работу не занятого трудовой деятельностью населения трудоустраивается самостоятельно. Часть населения, особенно категории, испытывающие определенные трудности в поиске работы (высвобожденные в связи с сокращением численности персонала, уволенные из Вооруженных Сил и члены их семей, выпускники учебных заведений, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, лица, предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители и т.д.), обращается за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. Практически все граждане, уволившиеся в связи с сокращением персонала организаций, становятся клиентами службы занятости. За 2004-2006 годы в целом по области в центры занятости населения в поиске работы обратились 13,2 тысячи граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций.

Анализ сферы занятости показывает, что несмотря на позитивные тенденции в развитии экономики области, увеличение объемов производства продукции, инвестиций, создание новых рабочих мест на современном общероссийском рынке труда сохраняются его основные проблемы, которые в большинстве своем характерны и для регионального рынка труда:

- активизация процессов увольнения работников, вызванных структурными изменениями в экономике;

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;

- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;

- присутствие на рынке труда выпускников учебных заведений профессионального образования различного уровня, не имеющих опыта работы, а также молодежи, не имеющей профессиональной подготовки, что осложняет их трудоустройство;

- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов в результате "старения" кадрового состава предприятий и проблематичности его замены, а также неэффективного использования рабочего времени, несоответствия между доходами и уровнем профессионализма, перехода работников в сферу неформальной занятости;

- ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики районов области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;

- нестабильность экономического положения отдельных предприятий и организаций, особенно в сфере малого бизнеса;

- высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и сельских районов, обусловленные моноотраслевым и сезонным развитием экономики, специализирующейся в значительной степени на сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;

- необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, низкий уровень оплаты труда, не обеспечивающий нормальных условий существования работника;

- сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин, имеющих малолетних детей, молодежи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

До 70 процентов и более вакансий, заявляемых в службу занятости, сосредоточены на предприятиях и в организациях областного центра - г. Астрахани, в то время как 70-80 процентов безработных, зарегистрированных в службе занятости, - жители сельских районов области, которые в связи с недостатком рабочих мест испытывают трудности в поиске работы.

Преобладает потребность в рабочих профессиях, на которые приходится до 80 процентов вакансий. Сохраняется разрыв между профессиональным составом и качеством рабочей силы, которые требуются работодателю, и профессионально - квалификационным составом ищущих работу граждан. По ряду рабочих профессий имеется потребность в специалистах высокой квалификации при ограниченном предложении этих специалистов на рынке труда, что вызывает необходимость в их подготовке, переподготовке или повышении квалификации. Несоответствие спроса и предложения по профессиональному составу наблюдается как по рабочим профессиям, так и по категории специалистов и служащих.

Трудоустройство граждан существенно затрудняет невостребованность части предлагаемых работодателями вакансий из-за довольно низкого уровня оплаты труда. В среднем по области более половины заявляемых предприятиями и организациями в службу занятости рабочих мест с заработной платой ниже прожиточного минимума по области, в том числе 13 процентов вакансий практически на уровне минимальной оплаты труда.

Значительно влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в области значительно снижается в весенне-летний период и резко возрастает в конце и начале года. Это наиболее характерно для экономики сельских районов области, в значительной степени связанной с сельскохозяйственным производством и рыбодобычей. Практически половина из общего трудоустройства при посредничестве органов службы занятости осуществляется на временные рабочие места (организуемые общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, сезонные работы и т.д.), после окончания которых граждане вновь становятся на учет в службу занятости.

Анализ и прогноз социально-экономической сферы свидетельствуют о том, что на развитие рынка труда в прогнозируемый период 2008-2010 годов будут воздействовать следующие факторы:

- сохранение высокой экономической активности населения;

- увеличение потребности в рабочих профессиях;