Недействующий

О концепции отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы"

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 26.07.2006 N 243-П

Концепция отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы"

Введение

Концепция отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" (далее - Концепция) разработана министерством социального развития и труда Астраханской области.

Концепция представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на улучшение социального положения граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, а также улучшение условий и охраны труда.

Программа включает в себя пять подпрограмм: "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2007-2009 годы", "Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, в Астраханской области на 2007-2009 годы", "Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области на 2007-2009 годы", "Развитие учреждений социального обслуживания населения на 2007-2009 годы", "Социальная поддержка инвалидов на 2007-2009 годы".

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, а также улучшения условий и охраны труда.

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в её сферу. За последние годы это - инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, монетизация льгот, реформирование нормативных правовых актов по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий и переход к персонифицированной выплате, передача полномочий исполнительным органам государственной власти в части оказания государственной социальной помощи. Все эти меры направлены на усиление адресности социальной поддержки. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи самым бедным и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств. Однако уровень бедности в Астраханской области удерживается в пределах 20%. В "зоне бедности" по-прежнему остаются одинокие престарелые граждане, инвалиды, многодетные и неполные семьи, безработные, семьи вынужденных переселенцев, больные с хроническими заболеваниями.

Имеются проблемы и в области социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, которые совершили преступления, зарегистрированные в области. Столкнувшись с трудностями в решении вопросов трудоустройства, жилья, социальных выплат, получения необходимых документов, образования, постановки на учет и регистрации, они вновь встают на путь совершения преступлений. Особую тревогу вызывают люди пенсионного возраста, инвалиды, лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, лица без определенного местожительства, которые особо нуждаются в социальной защите.

В связи с передачей функций и полномочий в области социального обслуживания населения субъектам Российской Федерации в областную собственность переданы муниципальные учреждения социального обслуживания населения, материально-техническая база которых требует значительных материальных вложений. Разные подходы к организации социального обслуживания диктуют необходимость системного метода в развитии учреждений социального обслуживания населения.

Этот системный подход включает в себя мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения; меры по совершенствованию нормативной, правовой базы; обучение и аттестацию работников учреждений социального обслуживания населения по единой методике.

На 1 января 2006 года в области проживают около 43 тысяч инвалидов. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне, не превышая 5,4%. Это является следствием недостаточности мер, предпринимаемых для реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. Слабо развита система реабилитации инвалидов с помощью средств физкультуры и спорта.

В основных отраслях экономики на работах в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, занято более 20% работающих. Неблагоприятные условия труда, нарушение требований безопасности при производстве работ, низкий уровень знаний работников о безопасных приемах и методах труда, а также недостаточное финансирование мероприятий по охране труда являются основными причинами несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решение обозначенных проблем вызывает необходимость разработки и реализации отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" (далее - программа).

Основные цели и задачи программы

Основными целями программы являются создание условий для повышения качества жизни социально незащищенных слоев населения, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также улучшение условий и охраны труда.

Основными задачами программы являются решение проблемных вопросов социально незащищенных слоев населения, содействие активному участию инвалидов в жизни общества, обеспечение доступности социальной помощи и иных услуг, развитие сети учреждений социального обслуживания и совершенствование их деятельности.

Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно способствовать повышению уровня и качества жизни социально незащищенных слоев населения.

Программа предусматривает решение следующих проблем:

- поддержание минимального уровня жизнеобеспечения малоимущих семей и одиноко проживающих граждан;

- оказание социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- увеличение количества граждан, охваченных социальной помощью;

- осуществление мер, направленных на оказание социальной, правовой помощи гражданам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, лицам без определенного местожительства, оказавшимся в силу обстоятельств в трудной жизненной ситуации, их обучение, трудоустройство, предупреждение рецидивной преступности;

- предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья трудящихся в процессе работы, а также сведение к минимуму опасных производственных факторов;

- правовое, нормативное, организационно-методическое обеспечение условий охраны труда;