Социально-экономическое развитие Астраханского транспортного узла, развитие международного транспортного коридора "Север - Юг" сопровождаются увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и объектов экономики. Развитие рынка товаров и услуг, увеличение доли частного предпринимательства значительно расширили сферу применения транспортных средств. Процесс автомобилизации сопровождается негативными последствиями, связанными с потерями и ущербом от дорожной аварийности, загрязнением окружающей среды, проблемами перегрузки автомобильных дорог и городских улиц.
В настоящее время в Астраханской области зарегистрировано 235,6 тыс. единиц транспорта, в том числе 177,5 тыс. единиц (или 75%) автотранспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам.
Ежегодно в Астраханской области совершается более 1250 ДТП, в которых погибают 190-200 человек и получают ранения более 1450. Около 60% погибших - люди в возрасте от 16 до 40 лет. Наиболее тревожное положение складывается с повышением уровня детского дорожно-транспортного травматизма. В 2005 году возросло количество погибших несовершеннолетних детей (на 27,3%) и составило 14 человек (аналогичный период прошлого года - 11 человек).
Анализируя совершенные ДТП, следует отметить, что каждое третье ДТП произошло по причине превышения скоростных режимов и несоответствия скорости конкретным условиям (37,9%), каждое пятое - по вине пешеходов (20,5%), каждое десятое - из-за выезда на полосу встречного движения (9,3%). Преобладающим видом ДТП в области являются наезды на пешеходов (44,4%), а также столкновение транспортных средств (28,7%). Таким образом, свыше трех четвертей всех ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.
Аварийность на дорогах Астраханской области является одной из серьезнейших социально-экономических проблем и наносит обществу непоправимый ущерб.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в области, следует отнести:
- массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения;
- недостаточную подготовку и неудовлетворительную дисциплину водителей транспортных средств, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;
- нарастающую диспропорцию между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные потоки.
Наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения оказывает фактор автомобилизации. За период с 1994 по 2005 годы число автотранспортных средств, зарегистрированных в Астраханской области, увеличилось на 120,9 тыс. единиц.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества задержек дорожного движения, расхода топлива, а также рост количества ДТП. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 80% всех ДТП.
Изучение особенностей дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП с особо тяжкими последствиями. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, является одной из причин их высокой смертности.
В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения требует разработки и реализации ряда мероприятий, выполнение которых должно рассматриваться в качестве одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей в Астраханской области.