В настоящее время в Астраханской области работает около 252 предприятий жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности, на которых осуществляют свою деятельность более 20,1 тыс. человек.
Предприятия осуществляют коммунальное обслуживание в муниципальных образованиях Астраханской области, занимаются решением широкого круга вопросов, связанных с ремонтом жилья, обеспечением бесперебойной работы систем водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, оказанием услуг водоотведения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, благоустройством и озеленением территорий, и поставляют услуги трем обособленным группам потребителей: населению, бюджетным учреждениям и организациям, поэтому значительная часть доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства формируется за счет их платежей.
Для обеспечения качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и бюджетным учреждениям Астраханской области необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры Астраханской области.
В жилищном хозяйстве в целях осуществления реконструкции жилищного фонда будет разработан механизм реконструкции жилья, которое введено в эксплуатацию до 1992 года, а также предусмотрено финансовое обеспечение реализации мероприятий по реконструкции жилищного фонда, в том числе путем кредитования.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2010 N 390-П)
В коммунальной инфраструктуре необходимо решить проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью необходимо создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей.
В настоящее время многоквартирные жилые дома, находящиеся на территории Астраханской области, не в полном объеме обеспечены приборами учета коммунальных ресурсов, отсутствует система сбора и анализа этой информации и текущих балансов коммунальных ресурсов, а также единая база данных о проживающих в многоквартирных домах гражданах, что приводит к возникновению проблемы взаиморасчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Для решения указанной проблемы необходимо реализовать требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и создать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов и другие мероприятия.
В целях стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру будет осуществлен переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулированию заключения концессионных соглашений.
Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой, сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
Учитывая необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего улучшение качества жизни населения Астраханской области и эффективность развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, наиболее эффективно решать существующие проблемы в рамках отраслевой целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" (далее - программа) с использованием программно-целевого метода.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие коммунальной инфраструктуры Астраханской области на основе:
-определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
- концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Необходимо отметить, что Концепцией федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р, планируется выделение средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование отдельных наиболее важных с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, расположенных преимущественно в малых городах, в которых сложнее привлечь частные инвестиции.