постановлением
Губернатора области
от 21.05.2003 N 225
Наименование Программы | Областная целевая программа "Реформирование государственной службы Астраханской области (2003-2005 годы)" |
Программы | Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" распоряжение Губернатора области от 28.01.2003 N 74-р "О рабочей группе по разработке областной программы реформирования государственной службы в Астраханской области" |
Государственный заказчик и координатор Программы | Управление государственной службы и кадровой политики Администрации области |
Разработчики Программы | Департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу Администрации области, департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Администрации области, департамент образования Администрации области, департамент труда и социального развития Администрации области, финансовое управление Администрации области, управление государственной службы и кадровой политики Администрации области, государственно-правовое управление Администрации области, Астраханский филиал Волгоградской академии государственной службы |
Цель Программы | Повышение эффективности государственной службы Астраханской области |
Сроки реализации Программы | 2003-2005 годы |
Основные исполнители Программы | Департамент промышленности, транспорта, связи, науки и технологий Администрации области, департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу Администрации области, департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Администрации области, департамент образования Администрации области, департамент труда и социального развития Администрации области, комитет имущественных отношений Администрации области, финансовое управление Администрации области, управление государственной службы и кадровой политики Администрации области, государственно-правовое управление Администрации области, управление делами Администрации области, управление информационных ресурсов Администрации области, управление по государственной поддержке местного самоуправления Администрации области, Астраханский филиал Волгоградской академии государственной службы (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы | -2005 г. - 2150,0 тыс.руб. |
Ожидаемый конечный результат | Формирование эффективной профессиональной государственной службы Астраханской области |
Контроль за реализацией Программы | Координатор Программы |
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853), статьей 10 Устава Астраханской области (НГР:RU30000199700116) государственная служба Астраханской области является предметом ведения и полномочий Астраханской области. Основываясь на Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (НГР:RU0000R199503247), в 1996-2002 годах совершенствовалась правовая база государственной службы. Принят ряд областных законов, в том числе Закон Астраханской области "О государственной службе Астраханской области" (НГР:RU30000199600028), и иные нормативные правовые акты государственных органов власти Астраханской области, регламентирующие отдельные правовые основы государственной службы, правового положения государственных служащих.
Проведена работа по совершенствованию организационных и методических основ государственной службы, реализован комплекс мероприятий, направленных на создание кадрового потенциала, способного обеспечить эффективный механизм государственного управления.
Около 90 процентов государственных служащих имеют высшее образование, каждый десятый служащий ежегодно проходит профессиональную переподготовку в учебных заведениях образовательной системы государственной службы. Подавляющее большинство государственных служащих имеет необходимый опыт работы для замещения государственных должностей государственной службы. Наблюдается тенденция омоложения кадрового состава государственных служащих: средний возраст составляет 41 год, причем численность работников до 40 лет заметно превышает количество служащих от 50 лет и выше.
Вместе с тем современное состояние государственной службы Астраханской области характеризуется наличием ряда проблем.
Действующему законодательству Астраханской области о государственной службе присуще наличие противоречий и пробелов. Законодательный процесс здесь носил локальный характер без проведения глубокой экспертизы, установления предмета регулирования и его соответствия сфере ведения субъекта Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Таким образом, не создано комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе областных законов и иных нормативных правовых актов государственных органов.
Отсутствует целостная система управления государственной службой, которая осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти: исполнительной, законодательной, в избирательной комиссии Астраханской области, в аппарате уполномоченного по правам человека в Астраханской области, аппаратах мировых судей, в связи с чем нарушается принцип единства государственной службы и системы управления ею на региональном уровне.
Требует совершенствования система оплаты труда государственных служащих. Должностные оклады установлены без достаточного правового обоснования, а система денежного содержания слабо стимулирует эффективность служебной деятельности государственных служащих.
Реестр государственных должностей государственной службы Астраханской области не в полной мере отвечает Уставу Астраханской области, сложившейся схеме управления областью и структуре органов государственного управления.
Не ведется сводный реестр государственных служащих Астраханской области. В системе государственной службы отсутствует надлежащая регламентация взаимодействия деятельности органов государственной власти, их аппаратов, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, их структурными подразделениями.
Не разработаны квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы, что в значительной степени затрудняет определение уровня профессиональной подготовки государственного служащего и его соответствия замещаемой государственной должности, решение вопроса о присвоении квалификационного разряда, определении перспективы служебного роста, выявлении необходимости повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Не разрабатываются современные формы оценки эффективности бюджетных расходов на содержание государственных органов управления и новые методы оценки их деятельности. Отсутствуют рекомендации по объективному определению показателей и критериев оценки деятельности государственных служащих.
Сложившаяся консервативная система образовательных программ подготовки и профессионального развития государственных служащих не обеспечивает необходимый уровень их профессиональной подготовки.
Слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе информационных, отсутствие специализации государственных должностей государственной службы снижают эффективность деятельности государственных органов. Отсутствие информационной сети сдерживает развитие автоматизированной базы данных "Кадры", программирование процессов оптимизации организационных структур государственных органов и профессионализации персонала госслужбы.
Отсутствуют нормативы размещения государственных служащих и нормы материально-технического обеспечения государственной службы, единые подходы к технической оснащенности рабочих мест, условиям труда и медицинскому обслуживанию государственных служащих.
Все названные проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной службы требует комплексной программной разработки в связи со значимостью проблемы, необходимостью координации деятельности по ее реализации государственных органов власти, учреждений науки и образования, принципиальной новизной задач, решаемых в определенной последовательности.
Настоящая областная целевая программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19.11.2002 N 1336 "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" (НГР:RU0000R200205539) на основании распоряжения Губернатора Астраханской области от 28.01.2003 N 74-р "О рабочей группе по разработке областной программы реформирования государственной службы в Астраханской области".
Цель Программы - повышение эффективности государственной службы Астраханской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы Астраханской области;
- формирование системы управления государственной службой Астраханской области ;
- разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы;
- реализация программ профессионального обучения государственных служащих;
- выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению государственной службы Астраханской области, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий.