В современных условиях развития России, когда политическая, экономическая и социальная жизнь претерпевает значительные изменения, решение проблемы минимизации детской инвалидности путем абилитационных и реабилитационных мероприятий детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Отмечается высокий уровень роста числа детей, рождающихся с нарушением здоровья или заболевающих в первые годы жизни, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит к дальнейшей инвалидизации ребенка, проблемам, с которыми сталкивается семья при воспитании, обучении и развитии ребенка- инвалида.
Профилактика и коррекция нарушений развития (физического и психологического) детей раннего возраста невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений для абилитации младенцев, материальной и иной поддержки.
По данным различных исследований, большая часть семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития относится к наименее обеспеченным слоям населения, что приводит к низким показателям трудовой и социальной активности.
Положительные изменения данной категории населения (семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития) возможны только при условии оказания им целенаправленной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, ориентированной на максимально возможное развитие детей данной категории в условиях семейного воспитания, их социализацию, подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество.
Наш опыт работы с детьми раннего возраста с нарушениями развития показывает, что наиболее действенными являются не только усилия специалистов по абилитации и реабилитации детей, но и активное участие в данном процессе родителей (семей), воспитывающих детей раннего возраста.