Недействующий

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2011 года N 16

Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Астраханской области

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в целях улучшения качества социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания, министерство социального развития и труда Астраханской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые государственные стандарты социального обслуживания населения Астраханской области:

1.1. "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста".

1.2. "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам".

1.3. "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий".

2. Департаменту организации социальной поддержки и социального обслуживания (Е.А.Новоженина):

2.1. В двухдневный срок со дня принятия направить копию настоящего постановления для официального опубликования в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области.

2.2. В недельный срок со дня принятия:

2.2.1. Довести настоящее постановление до сведения учреждений социального обслуживания населения Астраханской области.

2.2.2. Направить копию настоящего постановления в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области.

2.2.3. Направить копию настоящего постановления в информационные агентства "ГАРАНТ" и "Консультант Плюс" для включения в электронную базу данных.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Министр

Е.А. Лукьяненко

УТВЕРЖДЕН

постановлением

министерства социального

развития и труда

Астраханской области

от 24.02.2011 N 16

Государственный стандарт социального обслуживания населения Астраханской области. "Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста"

1. Область применения


Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста (далее - граждане) государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения Астраханской области (далее - учреждения).

Стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста.

2. Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. (далее - ГОСТ Р 52142)

ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения. (далее - ГОСТ Р 52495).

ГОСТ Р 52496-2005. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Общие положения. (далее - ГОСТ Р 52496).

ГОСТ Р 53058-2008. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста. (далее - ГОСТ Р 53058).

3. Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

4. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста


4.1. Общие положения.

4.1.1. Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления этих услуг и их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем гражданина, или нематериальной, определяющей степень улучшения его морально-психологического, физического состояния, решения бытовых, правовых и других проблем).

4.1.2. Контроль качества социальных услуг гражданам проводят для проверки соответствия качества этих услуг требованиям ГОСТ Р 52142 и ГОСТ Р 53058.

4.1.3. Основные правила, состав и содержание контроля качества услуг изложены в настоящем стандарте применительно к их объему, установленному в ГОСТ Р 53058.

4.1.4. Установлению в настоящем стандарте основных правил, состава и содержания контроля качества социальных услуг конкретных видов гражданам предшествует изложение правил контроля основных факторов, оказывающих существенное влияние на качество предоставляемых услуг.

К таким факторам относятся:

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

- условия размещения учреждения;

- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;

- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

- состояние информации об учреждении, о правилах и порядке предоставления услуг клиентам учреждения;

- наличие собственной и внешней служб (систем) контроля за деятельностью учреждения.

4.2. Контроль основных факторов, оказывающих существенное влияние на качество социальных услуг

Контроль основных факторов проводят в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ Р 52496.

4.3. Контроль качества социально-бытовых услуг.

4.3.1. Контроль качества жилой площади, предоставляемой гражданам при стационарном социальном обслуживании, осуществляют проверкой ее соответствия санитарно-гигиеническим нормам по размерам, состоянию зданий и жилых помещений, их комфортности, обеспечению удобствами клиентов, а также требованиям пожарной безопасности, обязательному оснащению телефонной и другими видами связи, обеспечению всеми видами коммунально-бытового обслуживания, защищенности от воздействия различных факторов (повышенной температуры, влажности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье клиентов, персонала и на качество предоставляемых услуг.

Одновременно проверяют, насколько учтены при размещении клиентов в жилых помещениях их психологическая совместимость, наклонности, физическое и психическое состояния.

4.3.2. Контроль качества помещений, предоставляемых для проведения реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания, осуществляют проверкой их соответствия требованиям к размерам, расположению, конфигурации, обеспечению возможности проведения в них упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.

4.3.3. Контроль качества мебели и постельных принадлежностей, предоставляемых клиентам, осуществляют проверкой, насколько они удобны в пользовании, в какой степени отвечают требованиям санитарных норм, современного дизайна, не применялись ли при их изготовлении токсичные материалы, учтено ли при их подборе физическое состояние клиентов (тяжелобольных, малоподвижных и т.д.).

4.3.4. Качество содействия в организации предоставления услуг предприятиями торговли, связи, коммунально-бытового обслуживания и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, контролируют проверкой соответствия требованиям по удовлетворению потребностей и запросов клиентов в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, в решении вопросов оплаты жилья и коммунально-бытовых услуг, возможности пользования телефонной связью и почтовыми услугами.

4.3.5. Контроль качества горячего питания, предоставляемого клиентам, осуществляют проверкой доброкачественности продуктов, из которых оно приготовлено, удовлетворяет ли это питание потребности клиентов по ассортименту, нормам выдачи, температуре и калорийности пищи, соответствует ли установленным нормам по содержанию белков, жиров, углеводов и санитарно-гигиеническим нормам, учитывается ли при его предоставлении физическое состояние клиентов и их положение.

4.3.6. Контроль качества услуг по обеспечению клиентов мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем, постельными принадлежностями) осуществляют проверкой, в полном ли объеме получают они все положенное им, насколько получаемые одежда, обувь и белье удобны в носке, соответствуют ли росту и размерам клиентов, отвечают ли их запросам по фасону и расцветке, отвечают ли санитарно-гигиеническим нормам.

4.3.7. Качество социально-бытовых услуг индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера при стационарном социальном обслуживании клиентов, по состоянию здоровья неспособных выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы, контролируют проверкой, в какой степени обеспечивают эти услуги возможность выполнения необходимых клиентам процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий или неудобств, и проявляет ли при этом обслуживающий персонал необходимую деликатность и корректность по отношению к клиентам.

4.3.8. Качество услуг, связанных с выделением супругам из числа граждан, находящихся на стационарном социальном обслуживании, изолированного жилого помещения для совместного проживания, контролируют проверкой, оперативно ли оказаны эти услуги, в какой степени способствовали они своевременному получению гражданами жилого помещения и удовлетворили ли их запросы.

4.3.9. Контроль качества услуг по созданию условий гражданам, находящимся на стационарном социальном обслуживании, для использования их остаточных трудовых возможностей осуществляют проверкой, всем ли желающим трудиться созданы необходимые условия, устраивают ли их созданные им условия, как они влияют на физическое и психическое состояния клиентов и соответствуют их пожеланиям.

4.3.10. Контроль качества услуг гражданам, находящимся на полустационарном социальном обслуживании или обслуживаемым на дому, по содействию в получении направления на стационарное социальное обслуживание осуществляют проверкой, в какой степени это содействие способствовало обоснованному направлению клиента в необходимое ему учреждение при наличии соответствующих показаний.

4.3.11. Контроль качества услуг гражданам, обслуживаемым на дому, по покупке и доставке на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости, оказанию помощи в приготовлении пищи, доставке воды, топке печей, содействию в обеспечении топливом проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, по сдаче вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратной их доставке, по содействию в организации ремонта и уборки жилых помещений осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно удовлетворяются нужды, потребности и пожелания граждан в решении перечисленных проблем для создания им нормальных условий жизни.

4.3.12. Контроль качества услуг по обеспечению или содействию в обеспечении клиентов книгами, газетами, журналами, настольными играми, по оказанию помощи в написании и прочтении писем и другой корреспонденции осуществляют проверкой, насколько полно удовлетворены при этом запросы клиентов, и оказывается ли им помощь в подборе необходимых материалов.

4.3.13. Контроль качества услуг по предоставлению помещения для отправления религиозных обрядов осуществляют проверкой, насколько строго учтены при этом особенности вероисповедания, возраст, пол, физическое и психическое состояния клиентов, особенности ритуалов религиозных обрядов в различных конфессиях, не допускаются ли ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими, а также не нарушаются ли при этом правила внутреннего распорядка учреждения и интересы атеистов.

4.4. Контроль качества социально-медицинских услуг.

4.4.1. Контроль качества услуг по оказанию или содействию в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой в лечебно-профилактических учреждениях, осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно выполняются все медицинские процедуры и мероприятия, предусмотренные программами, и какова их результативность в части улучшения состояния здоровья граждан.

Контроль качества услуг по направлению граждан, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения осуществляют проверкой, все ли нуждающиеся в этих услугах и своевременно ли направляются в указанные учреждения, как влияют проведенные обследование и лечение на улучшение состояния здоровья граждан.

4.4.2. Контроль качества услуг по проведению первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи осуществляют проверкой, обеспечиваются ли такой организацией работ потребности граждан при стационарном социальном обслуживании в указанных социально-медицинских услугах до прибытия лечащего врача и до начала систематического лечения.

4.4.3. Качество услуг, связанных с проведением медицинских процедур (измерение температуры тела и артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм), а также с оказанием помощи в выполнении связанных со здоровьем медицинских процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими медицинскими изделиями, подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов по медицинским показаниям, взятие материалов для проведения лабораторных исследований), контролируют проверкой соблюдения утвержденных регламентов проведения процедур, правил асептики, антисептики, а также насколько квалифицированно и четко проводятся эти процедуры, не наносит ли оказание этих услуг вреда клиентам, и выполняются ли при этом требования максимальной аккуратности и осторожности со стороны обслуживающего персонала, удовлетворены ли клиенты этими услугами.

4.4.4. Контроль качества услуг по содействию в проведении медико-социальной экспертизы осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги помогают органам Государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном определении потребностей освидетельствуемых клиентов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

4.4.5. Качество услуг по организации прохождения диспансеризации контролируют проверкой, в какой степени и как оперативно была обеспечена доступность и возможность своевременного обслуживания клиентов всеми предписанными им врачами-специалистами для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.

4.4.6. Контроль качества услуг, связанных с госпитализацией нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения и содействием в направлении по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение, осуществляют проверкой своевременности госпитализации в соответствии с направлением лечащего врача и состоянием здоровья, своевременности оказания помощи в подготовке медицинских документов для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

4.4.7. Контроль качества услуг по содействию в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи и обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляют проверкой, насколько полно соответствуют эти услуги практическим потребностям клиентов и обеспечивают получение необходимых им удобных в использовании протезов и других средств.

4.4.8. Качество услуг, связанных с оказанием клиентам санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.), сменой нательного белья, кормлением ослабленных клиентов, контролируют проверкой, насколько своевременно и в полном ли объеме выполняются указанные выше процедуры, способствуют ли они улучшению (поддержанию) состояния здоровья и самочувствия клиентов, устранению неприятных ощущений и дискомфорта.

4.4.9. Контроль качества услуг при оказании первой доврачебной помощи осуществляют проверкой своевременности оказания помощи и соблюдения требований стандарта по ее оказанию.

4.4.10. Контроль качества консультирования по социально-медицинским вопросам осуществляют проверкой, в какой степени обеспечивает оно оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем.

4.4.11. Качество услуг по организации лечебно-трудовой деятельности граждан при стационарном социальном обслуживании контролируют проверкой, активно ли привлекаются они к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, для поддержания активного образа жизни, а также насколько полно обеспечена потребность клиентов в лечебно-трудовой деятельности.

4.4.12. Контроль качества услуг по оказанию помощи в выполнении физических упражнений осуществляют проверкой, в какой степени она способствует овладению доступным и безопасным для здоровья комплексом физических упражнений для его систематического выполнения и укрепления здоровья.

4.5. Контроль качества социально-психологических услуг.

4.5.1. Контроль качества социально-психологического консультирования осуществляют проверкой, насколько квалифицированно и полно оно проводится и оказывает ли клиентам необходимую помощь в улучшении их психического состояния, адаптации к среде жизнедеятельности, налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для них людьми.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»