Состояние криминогенной обстановки ставит перед исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления и органами правоохранительной системы задачи по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их имущества, общественного порядка и борьбы с преступностью на территории области.
В то же время принимаемые меры остаются неадекватными по отношению к результатам обеспечения правопорядка и общественной безопасности.
Сохраняется социальная напряженность в связи с высоким уровнем преступности на территории Астраханской области. Ее уровень на протяжении последних пяти лет колеблется от 316 до 284 преступлений на 10 тыс.чел. Это самый высокий уровень преступности в Южном федеральном округе.
Почти треть всех зарегистрированных преступлений составили преступления, совершенные в общественных местах, в том числе на улицах городов и иных населенных пунктов области. Темпы прироста преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах, в основном приходятся на грабежи и разбойные нападения.
Велика доля преступлений против личности от общего количества совершаемых преступлений. При этом количество убийств и иных преступлений против жизни и здоровья не снижается, а имеет тенденцию роста.
Несмотря на принимаемые меры сохраняется высокий уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и сильнодействующих веществ.
По данным областного наркологического диспансера, на учете состоит 6042 наркозависимых лица.
Недостаточно эффективно организована работа по охране рыбных запасов, продолжается рост преступности среди несовершеннолетних, не сокращается поток незаконных мигрантов из стран Средней Азии и Закавказья, снижена активность по привлечению граждан к охране общественного порядка. Увеличивается количество экстремистских проявлений и число преступлений на расовой и национальной почве, не ослабевает угроза террористической опасности. Отмечаются групповые нарушения общественного порядка, в том числе с участием лиц, причисляющих себя к скинхедам.
Перенасыщенность городских автомагистралей транспортными средствами, превышающая их пропускную способность, снижает уровень безопасности дорожного движения.
Остается неэффективной работа по раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными группами. До настоящего времени не перекрыты каналы финансирования и легализации денежных средств, полученных преступным путем, поступления оружия, наркотических средств, контрафактной алкогольной продукции. Всё это способствует высокому уровню преступности.
При росте валовых показателей в сфере промышленного производства сохраняется устойчивая тенденция роста экономических преступлений, характеризующихся следующими составами преступлений: должностные преступления, взяточничество, коррупция. Не снижаются преступления и в финансово-кредитной системе, на потребительском рынке. Также действия преступников направлены на дестабилизацию среднего и малого предпринимательства.
В этих условиях приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов является разработка комплексных долгосрочных программ по обеспечению безопасности граждан, общественного порядка и борьбе с преступностью.
Следовательно, только комплексный подход к вопросу обеспечения безопасности и борьбы с преступностью в рамках программы, разрабатываемой с учетом положительного опыта других регионов Российской Федерации и ныне действующих программ подобной направленности, позволит реализовать систему мер целевого воздействия на преступность и установить контроль над развитием криминальных процессов.
Материально-техническая база правоохранительных органов внутренних дел оставляет желать лучшего, несмотря на повышение уровня финансирования по обеспечению общественной безопасности.
Разрабатываемая программа позволит выделить отдельные направления противодействия терроризму и экстремизму, наркомании и укрепления профессионального ядра сотрудников правоохранительных органов, в том числе участковых уполномоченных милиции, и материально-технической базы этой службы.