Недействующий

Об областной целевой Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области на 2002-2005 годы

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Главы

Администрации области

от 04.04.2002 N 146

Наименование Программы

- областная целевая Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области на 2002-2005 годы

Программы

- Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, Закон Астраханской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Астраханской области" от 13 марта 2000 г. N 13/2000-ОЗ

Заказчик Программы

- департамент экономического развития Астраханской области

Разработчик Программы

- департамент экономического развития Астраханской области

Цель Программы

- создание условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области

Задачи Программы

- продвижение продукции средних и малых предприятий на региональные и межрегиональные рынки

Программы

- 2002-2005 годы

Программы

4.Статистическое и научно-аналитическое обеспечение среднего и малого предпринимательства и его государственной поддержки

Исполнители:

- Астраханский областной комитет государственной статистики

источники финансирования Программы

средства кредитно-потребительских кооперативов - 71000 тыс. руб.

Программы

- департамент экономического развития Астраханской области

Достигнутый в регионе уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений. Имеющиеся большие потенциальные возможности предпринимательского сектора экономики для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения слабо вовлекаются в экономический оборот.

По данным Астраханского областного комитета государственной статистики на начало 2001 года в области действовало 3580 малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения области приходится в среднем лишь 3,6 малых предприятий, тогда как по России - 6 малых предприятий.

Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2000 года составила 41601 человек. С учетом индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года достигла 36086 человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 77687 человек. В общем количестве экономически активного населения области это составляет около 30,1%, что практически в 2 раза выше уровня аналогичных показателей по России.

Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт области не превышает 18,1%. Инвестиционная активность малых предприятий также пока находится на низком уровне. Так, доля инвестиций малых предприятий в основной капитал по отраслям экономики распределилась следующим образом: жилищное строительство - 55,1%, строительство- 19,6%,промышленность - 5,2% и материально-техническое снабжение -12,5%. Эти цифры объясняют причину низкой инвестиционной активности малых предприятий. Решение этой проблемы возможно через привлечение в малый сектор экономики сторонних инвесторов и обеспечение доступности кредитных ресурсов.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.

По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между районами области, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики районов задействован крайне неравномерно.

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства на всей территории области.

Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития предпринимательства.

Одной из задач является развитие финансовых институтов и технологий, в том числе с использованием средств областного бюджета, способных удовлетворить потребности средних и малых предприятий в инвестициях.

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Астраханский государственный фонд поддержки малого предпринимательства - важное звено в системе финансово-кредитного обеспечения субъектов среднего и малого предпринимательства. Развитие деятельности Астраханского государственного фонда поддержки малого предпринимательства повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки среднего и малого предпринимательства, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития среднего и малого предпринимательства.

Функционирует Астраханская областная торгово-промышленная палата, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей. Развиваются учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке среднего и малого предпринимательства в регионе является областная целевая Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области на 2002 - 2005 годы (далее - Программа). Реализация Программы диктуется необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки среднего и малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды в регионе для предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства.

Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития среднего, малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на региональном уровне.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в совершенствовании регионального законодательства о налогах и сборах, а также законодательства, регулирующего правовые отношения, способные повлиять на развитие предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест и повышение благосостояния граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Основные задачи включают:

совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора среднего и малого предпринимательства, в том числе с использованием средств областного бюджета;

расширение круга субъектов среднего и малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

подготовку высококвалифицированных кадров для сферы предпринимательства;

развитие среднего и малого предпринимательства в производственной сфере;

продвижение продукции средних и малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;

проведение информационно-аналитического мониторинга состояния предпринимательства в регионе и районах области и на этой основе разработку мер по государственной политике развития предпринимательства.

Приоритетной задачей Программы является создание новых и совершенствование имеющихся правовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов предпринимательства от недобросовестной конкуренции.