Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 апреля 2002 года N 146

Об областной целевой Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области на 2002-2005 годы

(Утратил силу:

постановление Губернатора Астраханской области от 25.05.2010 N 201)

(Изменения и дополнения:

постановление Губернатора Астраханской области от 18.11.2005 N 698 (НГР:RU30000200500604)

постановление Губернатора Астраханской области от 26.04.2004 N 129 (НГР:RU30000200400178)

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199502361) и на основании Закона Астраханской области от 13.03.2000 N 13/2000-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Астраханской области" (НГР:RU30000200000008)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области на 2002-2005 годы (далее - Программа).

2. Возложить функции государственного заказчика Программы на департамент экономического развития Астраханской области.

3. Департаменту экономического развития Астраханской области (Максимова Т.Н.) в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень областных целевых программ.

4. Департаменту финансов Астраханской области (Евлашев Н.Д.) осуществлять финансирование Программы через отдел по исполнению смет доходов и расходов органов исполнительной власти Астраханской области в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы законом Астраханской области об областном бюджете на соответствующий год.

5. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления принять участие в реализации мероприятий Программы.

6. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Администрации области (Блиер) довести данное постановление до сведения населения через средства массовой информации.

Глава Администрации области

А.П. Гужвин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Главы

Администрации области

от 04.04.2002 N 146

Наименование Программы

- областная целевая Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области на 2002-2005 годы

Программы

- Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, Закон Астраханской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Астраханской области" от 13 марта 2000 г. N 13/2000-ОЗ

Заказчик Программы

- департамент экономического развития Астраханской области

Разработчик Программы

- департамент экономического развития Астраханской области

Цель Программы

- создание условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области

Задачи Программы

- продвижение продукции средних и малых предприятий на региональные и межрегиональные рынки

Программы

- 2002-2005 годы

Программы

4.Статистическое и научно-аналитическое обеспечение среднего и малого предпринимательства и его государственной поддержки

Исполнители:

- Астраханский областной комитет государственной статистики

источники финансирования Программы

средства кредитно-потребительских кооперативов - 71000 тыс. руб.

Программы

- департамент экономического развития Астраханской области

Достигнутый в регионе уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений. Имеющиеся большие потенциальные возможности предпринимательского сектора экономики для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения слабо вовлекаются в экономический оборот.

По данным Астраханского областного комитета государственной статистики на начало 2001 года в области действовало 3580 малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения области приходится в среднем лишь 3,6 малых предприятий, тогда как по России - 6 малых предприятий.

Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2000 года составила 41601 человек. С учетом индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года достигла 36086 человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 77687 человек. В общем количестве экономически активного населения области это составляет около 30,1%, что практически в 2 раза выше уровня аналогичных показателей по России.

Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт области не превышает 18,1%. Инвестиционная активность малых предприятий также пока находится на низком уровне. Так, доля инвестиций малых предприятий в основной капитал по отраслям экономики распределилась следующим образом: жилищное строительство - 55,1%, строительство- 19,6%,промышленность - 5,2% и материально-техническое снабжение -12,5%. Эти цифры объясняют причину низкой инвестиционной активности малых предприятий. Решение этой проблемы возможно через привлечение в малый сектор экономики сторонних инвесторов и обеспечение доступности кредитных ресурсов.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.

По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между районами области, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики районов задействован крайне неравномерно.

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства на всей территории области.

Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития предпринимательства.

Одной из задач является развитие финансовых институтов и технологий, в том числе с использованием средств областного бюджета, способных удовлетворить потребности средних и малых предприятий в инвестициях.

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Астраханский государственный фонд поддержки малого предпринимательства - важное звено в системе финансово-кредитного обеспечения субъектов среднего и малого предпринимательства. Развитие деятельности Астраханского государственного фонда поддержки малого предпринимательства повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки среднего и малого предпринимательства, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития среднего и малого предпринимательства.

Функционирует Астраханская областная торгово-промышленная палата, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей. Развиваются учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке среднего и малого предпринимательства в регионе является областная целевая Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области на 2002 - 2005 годы (далее - Программа). Реализация Программы диктуется необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки среднего и малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды в регионе для предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства.

Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития среднего, малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на региональном уровне.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в совершенствовании регионального законодательства о налогах и сборах, а также законодательства, регулирующего правовые отношения, способные повлиять на развитие предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест и повышение благосостояния граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Основные задачи включают:

совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора среднего и малого предпринимательства, в том числе с использованием средств областного бюджета;

расширение круга субъектов среднего и малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

подготовку высококвалифицированных кадров для сферы предпринимательства;

развитие среднего и малого предпринимательства в производственной сфере;

продвижение продукции средних и малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;

проведение информационно-аналитического мониторинга состояния предпринимательства в регионе и районах области и на этой основе разработку мер по государственной политике развития предпринимательства.

Приоритетной задачей Программы является создание новых и совершенствование имеющихся правовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов предпринимательства от недобросовестной конкуренции.

Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения среднего и малого предпринимательства станут:

реализация законодательных мер по созданию партнерских отношений между субъектами предпринимательства и органами власти, устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.

В этом комплексе предусматривается также развитие саморегулирования предпринимательской деятельности на основе общественных объединений; проведение эффективной конкурентной политики, благоприятствующей развитию среднего и малого предпринимательства; совершенствование законодательства о региональных налогах.

С целью укрепления правовых начал участия средних и малых предприятий в системе государственных заказов намечается отработка эффективных механизмов расширения участия их в сфере государственных закупок товаров и услуг на региональном уровне. Для этого необходимы выработка методики по внесению изменений и дополнений в соответствующие региональные нормативно-правовые акты и создание региональных информационных систем, обеспечивающих доступность для субъектов предпринимательства информации об объявляемых государственных закупках товаров и услуг.

Для решения задачи создания эффективной кредитно-финансовой системы, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. В связи с этим основные мероприятия будут направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, взаимного кредитования, лизинга и их практическое внедрение. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование средних и малых предприятий.

В то же время, следует продолжить практику оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета, в том числе в форме бюджетных субсидий и кредитов, снижения и субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам и займам, финансирования малых и средних предприятий на условиях лизинга.

Для расширения имущественной поддержки средних и малых предприятий необходимы: качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий; разработка на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами среднего и малого предпринимательства.

Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения через развитие средних и малых предприятий. Развитие предпринимательства является также важной задачей для снижения уровня безработицы в проблемных муниципальных образованьях, особенно остро переживающих последствия экономической трансформации.

Для подготовки высококвалифицированных кадров для сферы среднего и малого предпринимательства необходимо формирование системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов инфраструктуры поддержки среднего и малого бизнеса.

Многие проблемы развития предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами.

Одно из важных направлений государственной поддержки предпринимательства - развитие научно-технического потенциала, повышение инновационной активности средних и малых предприятий. Задачей Программы в данном направлении является продвижение на межрегиональный рынок конкурентоспособной продукции. Программа предусматривает также развитие средств обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией.

В настоящее время деятельность субъектов среднего и малого предпринимательства ориентирована преимущественно на локальные территориальные рынки. У средних и малых предприятий, особенно действующих в научной и инновационной сфере, имеется значительный потенциал расширения сбыта их продукции и услуг на внешнем рынке. Государственная поддержка по содействию выходу таких предприятий на рынки других регионов России должна сочетать в себе информационное содействие (включая предоставление маркетинговой и нормативно-правовой информации, организацию выставочно-ярмарочной деятельности) с упрощением административных процедур.

Разработка различных инструментов политики поддержки предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. В этой связи необходимы проведение исследований общих проблем сферы предпринимательства, ориентированных на задачи разработки политики поддержки предпринимательства; совершенствование инфраструктуры его поддержки, обеспечивающей нормальные условия путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых, имущественных и других деловых услуг.

Реализация Программы рассчитана на 2002-2005 годы и предполагает два этапа. В 2002 году основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов и имущественную поддержку субъектов предпринимательства, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки среднего и малого предпринимательства и развитие информационных технологий. Особое внимание на первом этапе реализации Программы будет уделено научно-исследовательскому и аналитическому обеспечению поддержки среднего и малого предпринимательства, чтобы в 2003-2005 годах перейти к новым методам проведения государственной политики поддержки среднего и малого предпринимательства.

Система программных мероприятий представлена четырьмя направлениями (разделами). Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи.

I. Совершенствование социально-экономических и правовых условий развития среднего и малого предпринимательства.

Направление I включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и самоорганизацию субъектов среднего и малого предпринимательства, созданию положительного образа предпринимательства в обществе, а также мероприятия по созданию условий для доступа субъектов среднего и малого предпринимательства к выполнению государственного заказа.

В рамках внутренних задач по совершенствованию нормативно-правовой базы требуется постоянный мониторинг действующего на территории Астраханской области областного законодательства на предмет соответствия его федеральному законодательству и его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм.

Одной из задач является создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности. Для ее решения будут публиковаться в СМИ информационные материалы, статьи, посвященные отдельным проблемам или достижениям, проведены радио- и телепередачи. Будут также регулярно проводиться встречи, семинары и "круглые столы" с участием журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти и предпринимателей. Эти меры помимо прочего, будут способствовать вовлечению в сферу предпринимательства дополнительного круга лиц.

В рамках направления 1 будут также проведены мероприятия по обеспечению доступа средних и малых предприятий к конкурсам на выполнение государственных заказов. Для этого будут проведены соответствующие исследовательские и аналитические работы, необходимые для экспериментального апробирования различных организационных решений и/или распространения имеющегося практического опыта.

2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства

В рамках направления 2 будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов, включающие систему доступа к финансовым ресурсам, гарантирования займов в коммерческих банках; создание региональных гарантийных систем; развитие финансового лизинга, обществ взаимного кредитования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»