Действующий

О комплексной долгосрочной целевой программе "Семья" на 2011-2013 годы

Таблица 1

Сведения по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


N п/п

Показатели

2008
 год

2009
 год

2010
 год

1

Всего выявлено и учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

925

915

822

2

Возвращено детей родителям

25

18

42

3

Устроено из числа выявленных детей
 в замещающие семьи всего, в том числе:

428

450

430

3.1

под опеку, попечительство

403

422

392

3.2

в приемную семью

11

10

16

3.3

усыновлено

14

10

22

4

Устроено в учреждения для детей-сирот

399

390

324

5

Остались неустроенными

65

32

22

6

Общая численность детей, помещенных
 в опекунские и приемные семьи, в том числе:

3101

2924

2662

6.1

под опеку, попечительство

2877

2670

2373

6.2

в приемную семью

224

254

289

Отдельные программы реабилитации предусмотрены для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей в отношении детей данной категории является их социальная реабилитация, то есть создание условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление социального статуса, утраченных общественных связей. Для достижения указанной цели применяются самые различные методы и формы реабилитации, усилия направлены не только на детей-инвалидов, но и на членов их семей.

В настоящее время на территории Астраханской области проживает 4075 детей - инвалидов в возрасте до 18 лет. Первое место в структуре детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития - 37% (из них 50% - врожденные пороки сердца), болезни нервной системы – 25%, психические расстройства - 13,8 %. Указанные причины традиционно занимают ведущее место в структуре детской инвалидности, периодически незначительно изменяя свой удельный вес и меняясь местами.

В Астраханской области создана система социального обслуживания несовершеннолетних, которая включает в себя социальную реабилитацию, предоставление социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-правовых услуг несовершеннолетним, в том числе организацию летнего отдыха и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На территории Астраханской области функционируют:

- 12 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 3 специализированных дома ребенка, 4 детских дома, 5 специализированных школ-интернатов;

- 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 17 комплексных центров социального обслуживания населения с 13 отделениями участковой социальной службы, 14 отделениями дневного и круглосуточного пребывания детей, социальный центр кризисной реабилитации женщин, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Динамика последних трех лет свидетельствует о сохранении уровня рождаемости детей. Так, за 12 месяцев 2010 года в Астраханской области родилось 14355 детей, что на 5 детей больше, чем в 2009 году. Наблюдается ежегодное сокращение младенческой смертности: за 2010 год в Астраханской области умерло 113 детей в возрасте до 1 года (за 2009 год -114 детей, за 2008 год - 118 человек).

Отказ от детей при их рождении остается актуальной проблемой для Астраханской области, хотя количество отказных детей в целом снижается: в 2010 году в родильных домах было оставлено 74 новорожденных, в 2009 году - 80 новорожденных, в 2008 - 92.

Семейное неблагополучие является одним из основных условий детской безнадзорности и криминализации несовершеннолетних, ведь именно в этой среде наиболее велики риски развития социального сиротства и детской преступности. В 2010 году было выявлено и поставлено на профилактический учет в органы внутренних дел 967 неблагополучных семей (в 2009 году - 995, в 2008 году -1157 семей), за уклонение от выполнения родительских обязанностей к административной ответственности было привлечено в прошлом году 3510 родителей (в 2009 году – 3765 человек, в 2008 году – 1608).

Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области сокращается (за 2010 год - 778 детей, в 2009 году - 915 детей, в 2008 году – 925 детей). В 2010 году 262 несовершеннолетних поступили в социально-реабилитационные центры по актам органов внутренних дел (в 2009 году - 220 детей, в 2008 году - 168 детей), по ходатайству органов опеки и попечительства в 2010 году - 236 детей (в 2009 году – 348 детей, в 2008 году - 314).

Несмотря на улучшение некоторых вышеназванных показателей, социальное сиротство продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. На 01.01.2010 в Астраханской области проживало 152760 семей с детьми, из них 35% - малоимущие семьи. В числе данных семей значительную часть составляют семьи, где один или оба родителя не работают. Эти семьи потенциально являются семьями категории риска, так как уровень их благосостояния не позволяет в полной мере обеспечить права детей. По данным отделений участковой социальной службы, по состоянию на 31.12.2010 выявлено и поставлено на учет 2878 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитывается 6107 детей. Среди них 691 многодетная семья, 643 полные семьи, 1267 неполных семей, 184 опекунские семьи, 93 семьи, имеющие детей-инвалидов. Среди семей, находящихся в социально-опасном положении, 171 многодетная семья, 48 семей, имеющих детей-инвалидов, 603 семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию детей, и 182 семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении.

Необходимо продолжать данную работу при одновременном внедрении технологии раннего выявления и оказания комплексной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для решения данной проблемы в качестве стратегического определено направление организации работы по профилактике социального сиротства, значимость которого обусловила необходимость создания эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства и профилактики социального сиротства, способствующих закреплению ребенка в кровной семье, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации при выработке общих подходов с целью реализации мер социальной поддержки и улучшения положения семей с детьми.

Проблема социального сиротства должна решаться в первую очередь не через материальную помощь или меры административной ответственности, а через обеспечение:

- приоритета раннего выявления семейного неблагополучия и своевременного планирования мер с целью сохранения кровной семьи для детей;

- приоритета развития профилактических услуг для семьи и детей, оказываемых на ранних стадиях семейного кризиса с целью предотвращения сиротства;

- приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Для решения проблем социального сиротства необходима консолидация организационных и финансовых ресурсов, что возможно только в рамках программно-целевого подхода.