3.1. Совершенствование процедур управления бюджетным процессом
3.1.1. Развитие налоговой базы региона
Результаты развития экономики Астраханской области за четыре последних года свидетельствуют о закреплении тенденций устойчивого экономического роста и продолжении динамичного поступательного роста производства в основных отраслях.
За 1997-2000 годы обеспечен по сравнению с 1996 годом рост годового валового регионального продукта (130,8%), объемов промышленного производства (162%), валовой продукции сельского хозяйства (105,1%), коммерческого грузооборота (172,7%), оборота розничной торговли (107%), платных услуг населению (131,1%).
В январе - сентябре 2001 года сохранилась положительная динамика макроэкономических показателей в области. За 9 месяцев 2001 года промышленными предприятиями произведено продукции на 1,5% больше, чем за соответствующий период 2000 года, увеличился объем валовой продукции сельского хозяйства на 11%, инвестиций в основной капитал - на 18,8%, оборот розничной торговли - на 9,7%, объем платных услуг - на 14,4%.
Результаты развития экономики положительно сказались на жизненном уровне населения области. По итогам 2000 года показатели жизненного уровня населения области имели положительную динамику. Наблюдался рост доходов, реально располагаемых населением (125,3% к уровню 1999 года), заработной платы (148,5%), реальной заработной платы (125%). Численность зарегистрированных безработных снизилась до 10,2 тыс. человек против 18,6 тыс. человек в 1997 году. Уровень трудоустройства возрос с 29,6% в 1997 году до 44,7% в 2000 году.
Денежные доходы населения области составили за январь-сентябрь 2001 года 17015,8 млн. руб., что на 35,4% выше соответствующего периода 2000 года. Среднедушевые денежные доходы сложились в размере 1854,7 руб. в среднем за месяц, в том числе в сентябре - 2046,2 руб., что на 28,9% выше, чем в сентябре 2000 года и на 5,9% ниже предыдущего месяца.
Реальные денежные доходы за январь-сентябрь 2001 года составили 111,9% к аналогичному периоду прошлого года, в сентябре к соответствующему месяцу 2000 года - 107,1%, к предыдущему месяцу текущего года - 93,2%.
Размер начисленной средней заработной платы в сентябре увеличился по сравнению с сентябрем 2000 года на 42,9% и составил 2835 рублей. При этом размер реальной заработной платы выше уровня сентября 2000 года на 19,2%. Реальная заработная плата за январь-сентябрь составила 116,6% к соответствующему периоду прошлого года.
Состояние рынка труда определялось процессами, происходящими в экономике области. В отчетном периоде поставлено на учет 25,6 тыс. граждан, ищущих работу, из них трудоустроено 19,4 тысячи. Усиление взаимодействия с работодателями позволило увеличить уровень трудоустройства до 52,8% (январь - сентябрь 2000 года - 47,2%).
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 октября 2001 года составила 7,3 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - 1,5% к численности экономически активного населения.
Текущее положение доходной части бюджета Астраханской области можно квалифицировать как стабильное и динамично развивающееся, но зависящее от налоговых поступлений от ООО \"Астраханьгазпром\", доля которого в бюджете области около 50%.
В 2000 году высокий процент исполнения годового плана наблюдается по следующим налоговым источникам доходов областного бюджета:
- по налогу на прибыль предприятий и организаций, что связано с увеличением налогооблагаемой базы за счет роста показателя прибыли предприятий области по сравнению с прогнозируемым на 2000 год;
- по подоходному налогу на физических лиц, что объясняется ростом заработной платы и улучшением собираемости;
- по налогу на имущество с предприятий и организаций - за счет увеличения налогооблагаемой базы;
- по акцизам на подакцизные товары, что объясняется ростом облагаемой базы в связи с увеличением выпуска подакцизной продукции, а также ростом потребительских цен;
- по налогу на добавленную стоимость в связи с увеличением объемов производства и погашением недоимки прошлых лет;
- по платежам за пользование природными ресурсами (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за недра) - в связи с ростом цены на газ и газоконденсат.
По исполнению областного бюджета за 2000 год имеет место профицит. Вместе с тем по прогнозу на 2001 год имеют место негативные тенденции, связанные с изменением бюджетного и налогового законодательства РФ, а также изменением финансовых отношений крупных монополистов, расположенных на территории области, с головными офисами.
Общая сумма доходов областного бюджета на 2001 год в условиях изменения бюджетного и налогового законодательства РФ определена в размере 2598,6 млн.рублей.
Расчетная сумма выпадающих доходов областного бюджета исходя из прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов в 2001 году с учетом предлагаемых изменений бюджетного и налогового законодательства РФ составит 73,3 млн.рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (НГР:RU0000R199803726) при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 процентов от сумм доходов бюджетной системы РФ, собираемых на территории субъектов Федерации.
По данным отчета управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Астраханской области за 1999, год поступления налоговых платежей, собираемых на территории области, составили 7045,9 млн.рублей, в том числе в федеральный бюджет - 3778,3 млн.рублей, в бюджет области - 3267,7 млн.рублей, что составляет соответственно 53,6процента и 46,4 процента.
В настоящее время порядок и условия изменения сроков уплаты налогов, сборов и пени в форме предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита регламентируются статьями 64-68 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НГР:RU0000R199803595).
При этом в соответствии с указанными статьями законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки только по региональным и местным налогам.
Таким образом, часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НГР:RU0000R199803595) не регламентирует право субъектов Российской Федерации изменять сроки уплаты федеральных налогов в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а также сроки уплаты региональных и местных налогов в форме налогового кредита в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.
Кроме того, часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НГР:RU0000R199803595) также четко не регламентирует права субъектов Российской Федерации по установлению льгот по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты.