ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2002 года N 124
Об областной целевой Программе реформирования региональных финансов на 2002 2003 годы.
Утратило силу:
Постановление Губернатора Астраханской области от 17.05.2004 N 149 (НГР:RU30000200400215)
В соответствии с проектом технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне, осуществляемой Правительством РФ с 2000 года на средства займа Международного банка реконструкции и развития, и в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Астраханской области по стимулированию экономического развития и предоставлению населению общественных (бюджетных) услуг
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить областную целевую Программу реформирования региональных финансов на 2002-2003 годы (прилагается).
2.Определить государственным заказчиком Программы финансовое управление Администрации области.
3. Комитету экономического развития и торговли Администрации области (Максимова) в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета включать ее в перечень областных целевых программ.
4. Финансовому управлению Администрации области (Евлашев) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А.
Глава Администрации области
А.П. Гужвин
Постановлением Главы
Администрации области
от 27.03.2002 N 124
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ НА 2002-2003 ГОДЫ ПАСПОРТ областной целевой Программы реформирования региональных финансов
Наименование Программы | -областная целевая Программа реформирования региональных финансов на 2002-2003 годы |
Основание для разработки Программы | -проект технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне, осуществляемой Правительством РФ с 2000 года на средства займа Международного банка реконструкции и развития |
Государственный заказчик и разработчик Программы | -финансовое управление Администрации области |
Цель и задачи Программы | -повышение эффективности деятельности органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления области по стимулированию экономического развития и предоставлению населению общественных (бюджетных) услуг |
Сроки реализации Программы | - 2002-2003 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | -финансовое управление Администрации области, комитет экономического развития и торговли Администрации области |
Объемы и источники финансирования Программы | 2003 год - 84590,1 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты | -инвестиционная поддержка развития Астраханской области в целях продвижения бюджетного устройства области в сторону построения основ бюджетного федерализма |
Контроль за исполнением Программы | -финансовое управление Администрации области |
Закон Астраханской области об областном бюджете в последние три года принимался в соответствии с бюджетным законодательством. Изменения в бюджет вносятся по строгой процедуре.
Проводится инвентаризация всех региональных и местных законодательных актов для составления перечня скрытых льгот, субсидий и дотаций.
Отклонение фактических параметров бюджета от запланированных - не более 30%.
В структуре регионального бюджета выделяется Бюджет развития.
Общий объем долга не превышает доходы областного бюджета без финансовой помощи; расходы на обслуживание долговых обязательств не превышают 15% от доходов областного бюджета без финансовой помощи.
Средневзвешенные нормативы отчислений от регулирующих доходов для всех муниципальных образований устанавливаются не ниже минимальных, закрепленных в Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199704341).
Налоговая система региона соответствует федеральному законодательству.
Администрация области способствует заключению соглашений о постепенном погашении задолженности перед естественными монополиями при одновременном осуществлении текущих платежей.
В отношении должников областного бюджета применяется процедура банкротства.
Ведется консолидированный учет долговых обязательств Администрации области.
Задолженность по оплате труда государственных и муниципальных служащих, выплате начислений на фонд оплаты труда в социальные внебюджетные фонды отсутствует.
Основной целью Программы реформирования является дальнейшее повышение эффективности всех компонентов системы управления общественными финансами Астраханской области, увеличение степени общественной прозрачности системы общественных финансов, совершенствование системы межбюджетных отношений, рационализация управления собственностью.
В соответствии с заявленными целями были выделены пять основных направлений реформирования системы общественных финансов Астраханской области:
- совершенствование процедур формирования бюджета;
- обеспечение общественной прозрачности системы бюджетных финансов;
- совершенствование процесса управления государственным долгом;
- совершенствование процесса управления инвестиционным процессом;
- совершенствование управления государственной собственностью Астраханской области.
3.1. Совершенствование процедур управления бюджетным процессом
3.1.1. Развитие налоговой базы региона
Результаты развития экономики Астраханской области за четыре последних года свидетельствуют о закреплении тенденций устойчивого экономического роста и продолжении динамичного поступательного роста производства в основных отраслях.
За 1997-2000 годы обеспечен по сравнению с 1996 годом рост годового валового регионального продукта (130,8%), объемов промышленного производства (162%), валовой продукции сельского хозяйства (105,1%), коммерческого грузооборота (172,7%), оборота розничной торговли (107%), платных услуг населению (131,1%).
В январе - сентябре 2001 года сохранилась положительная динамика макроэкономических показателей в области. За 9 месяцев 2001 года промышленными предприятиями произведено продукции на 1,5% больше, чем за соответствующий период 2000 года, увеличился объем валовой продукции сельского хозяйства на 11%, инвестиций в основной капитал - на 18,8%, оборот розничной торговли - на 9,7%, объем платных услуг - на 14,4%.
Результаты развития экономики положительно сказались на жизненном уровне населения области. По итогам 2000 года показатели жизненного уровня населения области имели положительную динамику. Наблюдался рост доходов, реально располагаемых населением (125,3% к уровню 1999 года), заработной платы (148,5%), реальной заработной платы (125%). Численность зарегистрированных безработных снизилась до 10,2 тыс. человек против 18,6 тыс. человек в 1997 году. Уровень трудоустройства возрос с 29,6% в 1997 году до 44,7% в 2000 году.
Денежные доходы населения области составили за январь-сентябрь 2001 года 17015,8 млн. руб., что на 35,4% выше соответствующего периода 2000 года. Среднедушевые денежные доходы сложились в размере 1854,7 руб. в среднем за месяц, в том числе в сентябре - 2046,2 руб., что на 28,9% выше, чем в сентябре 2000 года и на 5,9% ниже предыдущего месяца.
Реальные денежные доходы за январь-сентябрь 2001 года составили 111,9% к аналогичному периоду прошлого года, в сентябре к соответствующему месяцу 2000 года - 107,1%, к предыдущему месяцу текущего года - 93,2%.
Размер начисленной средней заработной платы в сентябре увеличился по сравнению с сентябрем 2000 года на 42,9% и составил 2835 рублей. При этом размер реальной заработной платы выше уровня сентября 2000 года на 19,2%. Реальная заработная плата за январь-сентябрь составила 116,6% к соответствующему периоду прошлого года.
Состояние рынка труда определялось процессами, происходящими в экономике области. В отчетном периоде поставлено на учет 25,6 тыс. граждан, ищущих работу, из них трудоустроено 19,4 тысячи. Усиление взаимодействия с работодателями позволило увеличить уровень трудоустройства до 52,8% (январь - сентябрь 2000 года - 47,2%).
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 октября 2001 года составила 7,3 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - 1,5% к численности экономически активного населения.
Текущее положение доходной части бюджета Астраханской области можно квалифицировать как стабильное и динамично развивающееся, но зависящее от налоговых поступлений от ООО \"Астраханьгазпром\", доля которого в бюджете области около 50%.
В 2000 году высокий процент исполнения годового плана наблюдается по следующим налоговым источникам доходов областного бюджета:
- по налогу на прибыль предприятий и организаций, что связано с увеличением налогооблагаемой базы за счет роста показателя прибыли предприятий области по сравнению с прогнозируемым на 2000 год;
- по подоходному налогу на физических лиц, что объясняется ростом заработной платы и улучшением собираемости;
- по налогу на имущество с предприятий и организаций - за счет увеличения налогооблагаемой базы;
- по акцизам на подакцизные товары, что объясняется ростом облагаемой базы в связи с увеличением выпуска подакцизной продукции, а также ростом потребительских цен;
- по налогу на добавленную стоимость в связи с увеличением объемов производства и погашением недоимки прошлых лет;
- по платежам за пользование природными ресурсами (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за недра) - в связи с ростом цены на газ и газоконденсат.
По исполнению областного бюджета за 2000 год имеет место профицит. Вместе с тем по прогнозу на 2001 год имеют место негативные тенденции, связанные с изменением бюджетного и налогового законодательства РФ, а также изменением финансовых отношений крупных монополистов, расположенных на территории области, с головными офисами.
Общая сумма доходов областного бюджета на 2001 год в условиях изменения бюджетного и налогового законодательства РФ определена в размере 2598,6 млн.рублей.
Расчетная сумма выпадающих доходов областного бюджета исходя из прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов в 2001 году с учетом предлагаемых изменений бюджетного и налогового законодательства РФ составит 73,3 млн.рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (НГР:RU0000R199803726) при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 процентов от сумм доходов бюджетной системы РФ, собираемых на территории субъектов Федерации.
По данным отчета управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Астраханской области за 1999, год поступления налоговых платежей, собираемых на территории области, составили 7045,9 млн.рублей, в том числе в федеральный бюджет - 3778,3 млн.рублей, в бюджет области - 3267,7 млн.рублей, что составляет соответственно 53,6процента и 46,4 процента.
В настоящее время порядок и условия изменения сроков уплаты налогов, сборов и пени в форме предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита регламентируются статьями 64-68 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НГР:RU0000R199803595).
При этом в соответствии с указанными статьями законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки только по региональным и местным налогам.
Таким образом, часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НГР:RU0000R199803595) не регламентирует право субъектов Российской Федерации изменять сроки уплаты федеральных налогов в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а также сроки уплаты региональных и местных налогов в форме налогового кредита в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.
Кроме того, часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НГР:RU0000R199803595) также четко не регламентирует права субъектов Российской Федерации по установлению льгот по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты.
Таким образом, действующим налоговым законодательством регламентируется право субъектов Российской Федерации распоряжаться доходами, подлежащими зачислению в соответствующие региональные и местные бюджеты.
Льготы, предоставляемые налогоплательщикам в рамках областного законодательства, незначительны. Прогнозируемая сумма выпадающих доходов областного бюджета в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество предприятий и земельному налогу, предусмотренных отдельным категориям плательщиков на 2001 год, расчетно составляет около 8,4 млн.рублей.
Обоснование включения в Программу
Администрация Астраханской области предусматривает выполнение следующих мероприятий, способных компенсировать указанные потери:
- пересмотр в сторону уменьшения налоговых льгот;
- сокращение доли отсроченных, рассроченных платежей;
- проведение совместно с контролирующими органами мероприятий по увеличению собираемости налоговых платежей;
- сокращение недоимки по налоговым платежам в областной бюджет;
- проведение мероприятий с органами местного самоуправления по мобилизации доходов консолидированного бюджета (пересмотр ставок земельного налога, налога на имущество физических лиц, арендной платы, установление приоритетных магистральных направлений для расчета единого налога на вмененный доход);