Недействующий

О концепции отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области на 2011-2013 годы"

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом


Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствующих профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создающему условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.

В современных условиях питанию детей в семьях, особенно в утренние часы, уделено мало внимания, в связи с этим ухудшается структура питания в целом. Школьное питание является реальным средством предотвращения таких негативных явлений у детей, как замедление или приостановление роста, физиологические заболевания, вызванные неправильным питанием. Особенно важна организация питания обучающихся начальных классов и ресурсных центров общеобразовательных учреждений Астраханской области, находящихся длительное время в образовательных учреждениях, с учетом времени, проведенного обучающимися в пути при доставке школьными автобусами из других населенных пунктов.

Реализация в Астраханской области отраслевой целевой программы "Развитие системы организации школьного питания в Астраханской области" в 2008-2009 годах (далее - Программа) позволила увеличить количество обучающихся, охваченных всеми формами питания. В целом по Астраханской области число обучающихся всех классов, пользующихся услугами столовых, составляет 78%, горячим питанием (горячее питание включает в себя горячее блюдо (кашу или второе блюдо), горячий напиток) охвачено 30 % обучающихся старших классов и 100 % обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений муниципальных образований, включенных в Программу.

Стоимость рациона питания (завтрак или обед) для обучающихся в районах области составила 10 - 12 рублей в зависимости от поступления финансовых средств из бюджета Астраханской области, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Анализ состояния здоровья, процесса воспитания и обучения, условий пребывания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях показал снижение первичной заболеваемости среди детей до 14 лет по таким классам болезней, как: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - на 10%, болезни костно-мышечной системы - на 4 %, болезни крови и кроветворных органов - на 6 %.

В ходе проведенного лабораторного контроля общеобразовательных учреждений отмечено улучшение ряда показателей. Так, за предыдущие годы процент неудовлетворительных исследований водопроводной воды снизился с 0,9 до 0,1, по санитарно-химическим показателям - с 7,4 до 6,7, по микробиологическим показателям готовых блюд - с 5,8 до 2, по микробиологическим показателям смывов - с 1,2 до 0,3.

Отмечен рост удельного веса нестандартных проб готовых блюд на калорийность и полноту вложения на 1,6 % (с 7,9 до 9,5%). Однако рационы во многих учреждениях не соответствуют основным принципам здорового питания. Это во многом объясняется низкими объемами его финансирования и недостаточным участием в данном вопросе родителей обучающихся.

По данным органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, негативное воздействие на организацию питания обучающихся продолжают оказывать следующие факторы:

-устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования школьных пищеблоков. Большое количество пищеблоков на сегодняшний день не соответствует современным требованиям: в 18% общеобразовательных учреждений Астраханской области нет пищеблоков, 4% школьных столовых требуют капитального ремонта, в 10% общеобразовательных учреждений Астраханской области износ холодильного и технологического оборудования составляет более 70%;

-школьные столовые, предназначенные для работы на сырье (55,4% школ), не оснащены полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи; школьные пищеблоки не полностью обеспечены посудой и инвентарем, недостаточно посадочных мест;

-несоблюдение натуральных норм продуктового набора для школьного питания и принципов сбалансированного питания;

-нехватка кадров работников, обеспечивающих школьное питание, отсутствие или недостаточность их профессиональной подготовки;

-недостаточность организационных мероприятий, проводимых предприятиями и ведомствами, обеспечивающими школьное питание.

Решение перечисленных проблем требует дальнейшего развития системы школьного питания, комплексного системного подхода. Необходимо продолжить работу по координации деятельности различных организаций и ведомств, участвующих в обеспечении школьного питания, усилить контроль за качеством, экологической и санитарной безопасностью продуктов для школьного питания; определить источники получения относительно недорогих продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для школьного питания.