Недействующий

О концепции отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"

2.Содержание проблемы и анализ причин ее возникновения


По данным обследования Федеральной службы государственной статистики, проведенного в августе 2008 года, 42,3 тыс. человек по методологии Международной организации труда классифицировались как безработные, что составило 7,8% к численности экономически активного населения региона. При этом при незначительном снижении уровня регистрируемой безработицы в целом по области с 1,5% к экономически активному населению на конец 2007 года до 1,4% на конец 2008 года, а численности зарегистрированных безработных с 7892 человек до 7725 человек более неблагоприятная ситуация складывается на рынке труда в районах области, где уровень регистрируемой безработицы составил на конец 2008 года 2,7%.

Численность безработных граждан, проживающих в сельских районах области, по состоянию на конец 2008 года составляет 78,7% от общего числа состоящих на учете в органах службы занятости безработных граждан.

Для рынка труда Астраханской области характерны значительная неравномерность социально-экономического развития областного центра и муниципальных образований сельских районов, низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности, сезонный характер работ в районах области, в основном связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.

В результате этого в области к концу года происходит значительный рост регистрируемой безработицы, особенно в сельских районах. Численность безработных в целом по области за период с 1 октября до конца 2008 года возросла в 1,6 раза.

Существующие проблемы рынка труда области могут еще более обостриться в связи с негативными последствиями финансово-экономического кризиса и сопровождающими его увольнениями работников. Мониторинг рынка труда показывает, что основной приток безработных граждан происходит за счет увольнений работников с предприятий сельского хозяйства, рыболовства, строительства, транспорта и связи. Причем основная масса увольнений работников с предприятий и организаций области происходит в результате окончания трудовых договоров и по собственному желанию. Эти причины преобладают при увольнениях граждан с предприятий и организаций. Современный работодатель нанимает рабочую силу в основном только на период проведения работ, так как круглогодично содержать работников невыгодно. В результате занятое в летний период сельское население в зимний период оказывается в основной своей массе безработным и обращается в центры занятости в поиске работы.

Число вакансий, заявленных сельскими работодателями в этот период, также резко сокращается. Так, из 4,3 тыс. вакансий, заявленных на 1 января 2009 года, только 20% приходилось на село. Одним из сдерживающих факторов развития временной занятости безработных граждан является невысокая оплата труда в сельском хозяйстве. По итогам января-октября 2008 года средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли области по данным госстатистики составляла около 5,3 тыс. рублей, то есть менее половины (43,8%) от средней заработной платы по области. В районах области в общем количестве заявленных работодателями в течение 2008 года вакансий - менее трети (31%) с оплатой труда выше прожиточного минимума по региону.

В связи с увеличением минимальной оплаты труда в 2009 году до 4330 рублей работодатели должны выплачивать безработным, занятым на временных работах, заработную плату не ниже установленного минимального размера. Это значительно осложнит возможности организации и проведения временных и общественных работ в сельских муниципальных образованиях.

Осложнится ситуация и с высвобождением рабочей силы. Согласно проводимому службой занятости мониторингу высвобождения работников по состоянию на 14.01.2009 в службу занятости представили сведения о массовом высвобождении работников 17 предприятий. Общая численность граждан, предполагаемых к высвобождению, составляет 1220 человек. Среди предприятий, заявивших об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций: ООО "Газпром добыча Астрахань", ОАО "Бассоль", ООО "Астраханский бройлер" и др.

На ряде предприятий и организаций Астраханской области в условиях финансового кризиса вводится режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели. Такая мера в связи с отсутствием заказов введена на предприятиях машиностроения и судостроения: ОАО "МЗ "Прогресс", ООО "Астраханский тепловозоремонтный завод - филиал ОАО "РЖД", ОАО "ССЗ "Лотос", ЗАО ССЗ им. Ленина и др.

Причем количество высвобожденных работников может в течение года возрасти и достигнуть 4-5 тыс., как это наблюдалось в 2005-2006 годах, которые не являлись кризисными для экономики.

Уже на 1 февраля 2009 года численность зарегистрированных безработных по области может по прогнозу достигнуть 9,6 тыс., а уровень регистрируемой безработицы - 1,8% к численности экономически активного населения, что превысит показатели аналогичного периода 2008 года.

Исходя из ежегодных средних темпов прироста безработицы в области максимальное увеличение безработицы ожидается во II квартале, когда численность безработных может достигнуть более 14 тыс., а уровень регистрируемой безработицы - 2,6% .

При негативном развитии ситуации на рынке труда такими же темпами, как в 2006 году регистрируемая безработица к концу 2009 года может составить порядка 2,5% экономически активного населения области, а численность безработных - 13-14 тыс.

Численность граждан, признанных безработными органами службы занятости в течение 2009 года, по прогнозу может составить более 32 тыс.

С целью недопущения еще большего роста регистрируемой безработицы в регионе и предотвращения негативных последствий финансово-экономического кризиса требуются дополнительные мероприятия по поддержанию занятости населения области, сохранению мотивации к трудовой деятельности у безработных граждан, получению дополнительного дохода.

Одной из таких мер, способствующих сохранению и рациональному использованию рабочих кадров для предприятий и региона в целом, является организация общественных работ для работников в случае угрозы массового увольнения.

Другой антикризисной мерой является реализация мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства. Постановлением Правительства Астраханской области от 13 августа 2008 года N 436-П утверждена отраслевая целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009 год".

Для безработных граждан одним из препятствий в организации самозанятости и предпринимательской деятельности является отсутствие первоначального стартового капитала, что значительно сдерживает реализацию этого направления активной политики содействия занятости, особенно для сельских безработных. Поддержка безработных граждан, организующих собственное дело, в виде 12-месячного пособия по безработице позволит увеличить количество участников данного направления содействия занятости населения.

Поэтому трудоустройство значительной части безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости Астраханской области в условиях финансово-экономического кризиса, будет гораздо эффективнее в рамках мероприятий по содействию развитию самозанятости и малого предпринимательства.

Решение проблемы снижения напряженности на рынке труда требует осуществления комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации между центрами занятости, работодателями, муниципальными образованиями, и может быть реализовано программными методами.