Республиканская целевая программа "Экология и природные ресурсы Чеченской Республики на 2012-2020 годы" (далее - Программа) разработана для определения эффективных путей улучшения экологической обстановки в Республике и согласуется с основными положениями долгосрочной экономической и социальной политики Чеченской Республики.
Программа подготовлена Комитетом Правительства Чеченской Республики по экологии по поручению Правительства Чеченской Республики.
Для обеспечения широкого понимания ключевых проблем охраны окружающей среды Чеченской Республики и осознания их глубины в ходе разработки Программы было осуществлено тесное взаимодействие на консультативной основе со специалистами промышленных предприятий, органов местного самоуправления, представителями общественных организаций.
Целью данной Программы является создание плана действий, являющегося основой реализации экологической политики в республике, обеспечивающего оздоровление экологической обстановки, снижение ее неблагоприятного воздействия на здоровье населения, сохранение и рациональное использование природных ресурсов республики.
Данная Программа учитывает конкретные цели и наработанный опыт в сфере охраны окружающей среды и природопользования и должна стать основой для природоохранительной деятельности предприятий и всех служб и организаций республики.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Чеченская Республика относится к числу достаточно обеспеченных водными ресурсами регионов России и имеет весьма разветвленную речную сеть. Общее количество рек составляет 3198, суммарная протяженность - 6508,8 км. Все реки относятся к речным системам Терека и Сулака (бассейн Каспийского моря). Преобладающее большинство рек (>97%) представляет собой небольшие водотоки длиной менее 10 км. Число основных рек (длиною более 10 км) - 100. Наиболее крупными по протяженности реками являются: Терек (218 км), Сунжа (205 км), Аргун (125 км), Белка (83,2 км), Джалка (82,5 км), Мартан (61 км), Гехи (57 км), Аксай (57 км), Фортанга (34,7 км), Асса (32,4 км).
Общий объем используемой воды распределяется на следующие нужды: хозяйственно-питьевые, производственные, орошения, сельхозводоснабжения, прудового рыбного хозяйства. В системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения воды практически нет. Общие потери воды при транспортировке в формах статотчетности 2-ТП Водхоз составляют свыше 2/3 от использованной свежей воды. Таким образом, теряется 158 млн. м воды в год, что ориентировочно соответствует ущербу более 3 млрд. руб. в год, не считая ущербов от подтопления территории грунтовыми водами, при этом нормативно очищенных сточных практически нет.
Основными водопользователями являются, сельское хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство.
Общий объем сбрасываемых сточных, транзитных вод составил 33,68 млн. м3, что на 1,09 млн. м3 меньше, чем в 2010 году. Это связано с частичным прекращением организованного сброса, из-за сильного износа и выхода из строя систем КНС. Сброс сточных вод от предприятий промышленности в республике нет.
Кроме того, следует отметить, что в городах и сельских поселениях республики полностью разрушена система организованного водоотведения и контроля, что дает основание говорить о неполном учете количества сточных вод и загрязняющих веществ в них.
Одним из основных источников загрязнения рек Терского бассейна являются поверхностные смывы, диффузное загрязнение (только в г. Г розный на водосборную площадь из-за отсутствия очистных сооружений сбрасывается более 30,0 млн. м'/год коммунально-бытовых сточных вод). На многих реках вблизи сельских поселений в водоохранных зонах существуют свалки бытового мусора, животноводческие стоки от частных хозяйств и т.д. В период половодья и при паводках в водотоки вносится наибольшее количество загрязняющих веществ.
В результате загрязнения поверхностных водных объектов, создаются благоприятные условия для загрязнения не только грунтовых вод, но и глубоких водоносных горизонтов, являющихся объектами эксплуатации на водозаборах.
Для Чеченской Республики остро стоит вопрос негативного воздействия вод, прежде всего для населения, отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Отрицательное воздействие вод проявляется в виде заиления и зарастания русла водотоков, подтопления грунтовыми водами отдельных районов республики, затопления территорий сельских поселений, городских округов и сельскохозяйственных угодий во время высоких паводков, абразии и переработки берегов основных рек в городах и сельских поселениях, ухудшения состояния гидротехнических сооружений на территории республики. Основными видами работ, которые необходимо выполнить для защиты (смягчения) от вредного воздействия вод, являются: берегоукрепление рек в городах и населенных пунктах республики, строительство, реконструкция и капитальный ремонт регулирующих гидротехнических сооружений.
Рассматривая в целом ситуацию по техническому состоянию берегоукрепительных и водооградительных сооружений, необходимо выделить два периода.
Период до 1990 года, когда в целом по стране, в том числе и в республике соответствующими темпами осуществлялось строительство водохозяйственных объектов, их техническая эксплуатация.
Второй период с 1991 года. Когда структуры управления, финансирования, строительства и эксплуатации на территории республики прекратили свою деятельность и, соответственно, прекратились работы по строительству новых, реконструкции и технической эксплуатации существующих гидротехнических сооружений, в результате чего нанесен существенный ущерб их техническому состоянию.
Кроме того, в результате военных действий на территории республики разрушениям подверглись водооградительные, берегозащитные, водозаборные сооружения.
По объективным причинам вся документация по существующим гидротехническим сооружениям утеряна. Решение проблемы обеспечения безопасности этих сооружений необходимо начинать с восстановления их документации.
Важнейшей проблемой в области обеспечения экологической безопасности является отсутствие достоверной информационной базы, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. В частности в республике отсутствует информация о количественных и качественных показателях состояния всех компонентов окружающей среды, включая и недра.
Рост промышленного производства в Чеченской Республике может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. В этих условиях необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы республики для удовлетворения растущих потребностей экономики, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.
Решение проблем водохозяйственного комплекса и обеспечения экологической безопасности программно-целевым методом обосновано, прежде всего:
- масштабом и значимостью проблем;
- невозможностью комплексного решения проблем в приемлемые сроки и необходимостью государственной поддержки для их решения;
- необходимостью снижения неизбежных затрат в будущем на ликвидацию последствий негативного воздействия вод.
Программно-целевой метод создает условия для достижения мультипликативного эффекта при использовании средств из различных источников ресурсного обеспечения при реализации мероприятий Программы.
На решение указанных проблем направлена настоящая Программа.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы