Необходимость подготовки и реализации Программы обусловлена сохраняющимися в настоящее время значительными масштабами незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики) в Чеченской Республике.
Степень распространенности наркомании в Чеченской Республике, структура и динамика наркопреступности, социально-демографический состав потребителей наркотиков требуют принятия неотложных мер по стабилизации наркоситуации, продолжению формирования современной системы противодействия наркобизнесу.
Стабилизация наркоситуации в республике в настоящее время невозможна без существенного сокращения объема незаконного оборота наркотиков и предупреждения их немедицинского потребления.
Структура зарегистрированных больных наркоманией остается стабильной все последние годы: у большинства развита опийная зависимость (93,5%), второе ранговое место составляют больные с зависимостью от каннабиса (3%), третье - больные, употребляющие другие виды наркотиков и их сочетания (3,5%). Рост числа впервые выявленных больных наркоманией за период 2005 - 2008 годов составил 89,7%.
Согласно статистическим данным министерства здравоохранения Чеченской Республики на 1.01.2010 г. наркологическим диспансером зарегистрировано 3753 человека, больных наркоманией и употребляющих наркотики с вредными для здоровья последствиями. В течение 2005 - 2009 годов число больных наркоманией и употребляющих наркотики с вредными для здоровья последствиями, впервые обратившихся за специализированной медицинской помощью, увеличилось на 1266 человек.
К числу важнейших факторов, влияющих на приоритетность проблемы предупреждения немедицинского потребления наркотиков в Чеченской Республике, относятся:
снижение обращаемости молодежи за помощью в наркологические учреждения;
расширение спектра наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет;
высокий уровень безработицы среди населения, особенно молодого возраста;
отсутствие системной реабилитации населения, длительное время проживавшего в условиях чрезвычайной ситуации.
Не в полной мере используются возможности молодежных объединений и других негосударственных организаций в предупреждении немедицинского потребления наркотиков. Их потенциал при формировании антинаркотической профилактической работы и волонтерских инициатив в указанной сфере раскрыт в настоящее время недостаточно. Это диктует необходимость расширения форм и методов участия негосударственных организаций в профилактике немедицинского потребления наркотиков и ее государственной поддержке.
Анализ текущего состояния наркоситуации указывает на необходимость принятия стратегических решений в сфере предупреждения и сокращения немедицинского потребления наркотиков, пресечения и снижения объема их незаконного оборота, а также на целесообразность смещения основных усилий по их выполнению непосредственно в субъекты Российской Федерации.
Осуществление мероприятий, направленных на реализацию указанных решений, обуславливает необходимость их комплексной межведомственной, межрегиональной и межотраслевой координации, а также согласованного использования финансовых и материальных ресурсов.
Наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления государственными ресурсами и финансами всех уровней в соответствии с обозначенными приоритетами, является программно-целевой метод. Его применение позволит максимально эффективно использовать систему координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чеченской Республики, сформированную созданием антинаркотической комиссии, наделенного полномочиями принятия решений и механизмами контроля их исполнения при формировании организационно-финансового механизма взаимодействия указанных органов.
Основные направления работ по Программе и комплекс программных мероприятий сформированы с учетом результатов реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы".
Анализ результатов реализации отдельных мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" показывает их высокую эффективность, что позволяет продолжить их выполнение в рамках Программы на период до 2014 года.
Кроме того, при формировании Программы учтены выявленные тенденции в развитии проблемной ситуации, а также решения органов государственной власти Российской Федерации, принятые в период действия предшествующей программы, и изменения нормативной правовой базы в указанной сфере.
II. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является снижение уровня заболеваемости (числа больных с впервые в жизни установленным диагнозом) населения синдромом зависимости от наркотиков (наркоманией).
Достижение цели Программы осуществляется в ходе реализации подпрограмм "Предупреждение немедицинского потребления наркотиков" и "Противодействие незаконному обороту наркотиков".
Для достижения поставленной цели, реализация мероприятий Программы будет направлена на решение следующих задач:
проведение целенаправленной работы по профилактике немедицинского потребления наркотиков подростками и молодежью;
раннее выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;
повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков;
подрыв финансовых основ наркопреступности;
противодействие организованным формам наркопреступности;
ограничение доступности наркотиков в целях немедицинского потребления.