В настоящее время состояние энергетики является определяющим фактором успешного социально-экономического развития любого региона и страны в целом. Нынешняя система энергообеспечения основывается по большей части на использовании не возобновляемых энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран). В последние десятилетия стали преобладать тенденции к применению возобновляемых источников энергии в сочетании с усиленным энергосбережением. Особенное внимание данному вопросу стало уделяться после подписания многими странами Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее - Киотский протокол).
Современный объем потребления энергии ставит перед нами огромные задачи поиска и использования альтернативных источников энергии. Совокупные ресурсы нетрадиционных и возобновляемых источников энергии более чем в 5 тыс. раз превышают текущий уровень ее потребления. Эти ресурсы доступны и равномерно распределены по поверхности земли, в том числе и по территории нашей страны.
Широкое использование возобновляемых источников энергии соответствует высшим приоритетам и задачам энергетической стратегии России. В Федеральном законе от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплены правовые нормы использования возобновляемых источников энергии, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р была утверждена "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года". В данных документах четко отражено, что энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. В свою очередь обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики, и подобную задачу предполагается решить, в том числе, за счет использования возобновляемых источников энергии.
Одним из главных факторов сдерживающим активно развивающуюся экономику Чеченской Республики является - отсутствие собственных генерирующих мощностей. Электроснабжение республики осуществляется за счет перетоков электроэнергии из соседних регионов и электроэнергии покупаемой гарантирующим поставщиком ОАО "Нурэнерго" на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Большие технологические и коммерческие издержки при передаче электрической энергии очень негативно сказываются на тарифах для конечных потребителей Чеченской Республики.
Низкая степень надежности системы электроснабжения Чеченской Республики на фоне невостребованности экологически чистых и экономически выгодных альтернативных источников энергии указывает прямой путь снижения острого дефицита электрической энергии и улучшения ситуации по обеспечению потребителей электроэнергией.
Учитывая, что Чеченская Республика обладает уникальными ресурсами и располагает большим потенциалом нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, одним из наиболее быстрых и эффективных способов увеличения энергетического потенциала является развитие малой энергетики. Таким образом, в наличии имеются все предпосылки для решения задач по наращиванию мощностей альтернативной энергетики, и данное направление имеет огромное значение для Чеченской Республики и, одновременно, послужит существенным вкладом в реализацию Киотского протокола.
Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием энергетических ресурсов на территории республики является одной из первоочередных задач экономического развития хозяйственного комплекса. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к повышению расходов республиканского бюджета и снижению конкурентоспособности местных товаропроизводителей. Все эти негативные последствия выявляют объективную необходимость перехода от энергодефицитности республики при начале реализации приоритетных инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства Чеченской Республики от 23.06.2011 г. N 104 "О Перечне приоритетных инвестиционных проектов и предложений Чеченской Республики", к ситуации устойчивого обеспечения ее электроэнергией, производимой на территории Чеченской Республики, и требуют принятия данной республиканской целевой программы, направленной на привлечение инвестиций в создание электрических генерирующих мощностей на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, заложить "фундамент" для создания и дальнейшего развития собственных генерирующих мощностей Чеченской Республики на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии невозможно без активной поддержки и финансового участия со стороны государства. Для этого необходимо осуществление комплекса мер, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий со стороны органов исполнительной власти по эффективному использованию возобновляемых источников энергии.
Данная Программа направлена на привлечение инвестиций по проектам использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, планируемых к реализации, и в рамках подпрограммы "Развитие возобновляемых источников энергии на период до 2020 года", соответствует предложениям Чеченской Республики в формируемую Программу модернизации электроэнергетики России на период до 2020 года.
Развитие генерирующих мощностей на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии позволит создать благоприятные условия для дальнейшего притока отечественных и иностранных инвестиций, будет способствовать улучшению инвестиционного климата республики и позиционированию Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации, сориентированного на современные технологии, учитывающие новейшие мировые тенденции и международные стандарты, положительно повлияет на снижение безработицы и социальной напряженности.
Решение вышеуказанных вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным и создание условий для привлечения инвестиций в развитие малой энергетики становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития республики.