Действующий

О республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

ПАСПОРТ Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы


Наименование Программы

- Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы

Основание для разработки

-Федеральный закон N 264 от 29. декабря 2006 года "О развитии

Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

сельского хозяйства" -Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации N 446 от 14 июля 2007 года. -Письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08. 08 2007 года N АГ- 17/4571 " О реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы". - Поручение Председателя Правительства Чеченской Республики N 596/01(ф) от 08.08.2007 г.

Государственный заказчик Программы

- Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики

Основные исполнители Программы

- Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики, органы, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти Чеченской Республики

Основные разработчики Программы

- Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики - Государственное научное учреждение "Чеченский научно- исследовательский институт сельского хозяйства" - Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики

Цели Программы

- целями Программы являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности республиканской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Задачи Программы

-основными задачами Программы являются: создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; повышение!финансовой устойчивости сельского хозяйства; совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Сроки реализации Программы

2008-2012 годы

Объемы и источники финансирования

Общий объём финансирования -13606,009 млн.руб.,

в том числе: федеральный бюджет - 2929,206 млн. руб. в том числе: в 2008 г.- 281,123 млн. руб. в2009 г.-741,663 млн. руб. в2010 г.-678,440 млн. руб. в2011 г.-591,274млн. руб. в 2012 г.-636,706 млн. руб. республиканский бюджет- 3137,487 млн. руб. в том числе: в 2008 г.- 322,0 млн. руб. в 2009 г.- 583,5 млн. руб. в 2010 г.-713,672 млн. руб. в 2011 г.-758,580 млн. руб. в 2012 г.-759,735 млн. руб. внебюджетные источники - 7539,316 млн. руб. в том числе: в 2008 г.- 1383,83млн. руб. в 2009 г.- 1511,156 млн. руб. в 2010 г.- 1662,455 млн. руб. в 2011 г.- 1424,561 млн. руб. в 2012 г.- 1557,314 млн. руб.

Ожидаемые результаты реализации

-улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение

Программы

ввода и приобретения жилья на 75000 кв.м. по отношению к 2006

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

году); повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 63 процентов и уровня газификации домов природным газом-до 86 процентов; увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 72.8 процентов по отношению к 2006 году; доведение Доли республиканских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 50 процентов -реализация Программы координируется министерством сельского хозяйства Чеченской Республики. Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики ежегодно готовит материалы о реализации Программы и представляет их в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики, министерство финансов Чеченской Республики. Экспертная комиссия, созданная в установленном порядке для оценки результатов реализации подпрограмм (направлений) Программы, составляет заключение, содержащее оценку результатов её реализации и эффективности, степени достижения целей государственной аграрной политики, а также рекомендации об изменении таких подпрограмм (направлений)



I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Экономический рост в сельском хозяйстве Чеченской Республики наблюдается в незначительных объемах. С 1999 г. по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства в общественном секторе увеличился и составил 475.4 млн. руб.

Однако темпы развития отстают от темпов развития экономики сельского хозяйства в других регионах России особенно в абсолютных цифрах.

По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция сельскохозяйственных товаропроизводителей Чеченской Республики оказывается неконкурентоспособной. Общий объем ввозимых в республику продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья по сравнению с 2000 годом увеличился в 3 раза. Особенно высока доля привозной продукции на рынках мяса и молока. Между тем, по мере роста доходов населения Чеченской Республики увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

Медленный экономический рост в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили остроту социальных проблем села. Около 30 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход, а 70 процентов населения имеют доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рынка финансовых услуг, рыночной инфраструктуры товарных рынков, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, обусловленной разрушительными последствиями военных действий на территории Чеченской Республики в последние пятнадцать лет, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности республики, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития республики в рассматриваемой перспективе.

II. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА на 2008 - 2012 ГОДЫ

Целями Программы на пятилетний период являются:

устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

повышение конкурентоспособности республиканской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности построив 75000 кв.м. жилья, школы, сеть учреждений первичной медико-санитарной помощи, водопроводы, газопроводы, на общую сумму 3325,02 млн. руб;

повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 63 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 86 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 100 процентов территорий муниципальных образований республики, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 11 процентов, в том числе в общественном секторе (сельхозорганизации) до 91 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышение удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 41 процентов;