В настоящее время, несмотря на наращивание темпов и объема работ по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики, социально-экономическая ситуация и рост экономики республики не достигли желаемых результатов, слабо развиты рыночные отношения, наблюдается низкая платежеспособность населения и высокий уровень безработицы, а также сохраняются значительные риски для предпринимательской деятельности.
В сложившихся послевоенных условиях многие промышленные предприятия республики нуждаются в восстановлении, развитии и адаптации к реальным рыночным условиям хозяйствования, включая возможности их доступа на рынки промышленной продукции. Процесс развития промышленности республики находится в начальной стадии. Выделенные ранее финансовые средства пока не дали соответствующей отдачи в виде заметного прироста рабочих мест и роста доходов в местный бюджет, так как воссозданные "в прежнем виде" предприятия в основном не нашли своей рыночной ниши и поэтому принципиально важно определиться с выбором специализации предприятий.
Решение проблемы видится не просто в восстановлении разрушенных промышленных объектов, а в создании и развитии таких высокотехнологичных и конкурентоспособных производств, продукция которых способна удовлетворить требования как отечественных, так и зарубежных потребителей.
Процесс становления эффективной республиканской экономики во многом определяется важностью решения проблемы воспроизводства промышленного потенциала, обеспечивающего динамичное развитие отраслей промышленности. Опыт промышленно развитых регионов свидетельствует, что высокий уровень региональных экономик достигнут благодаря сбалансированному и динамичному развитию составляющих экономических систем на базе ориентированного на инновации промышленного производства, что и определяет характер современного хозяйства, его стремление к глобализации через интеграционные процессы.
Достигнуть существенных результатов развития экономики республики возможно только при активном участии и внимании к промышленной деятельности, прежде всего со стороны органов государственного регулирования.
Приоритетным направлением должен стать путь реализации стратегии научно-технологического прорыва, концентрации ресурсов на разработке и реализации узкого круга приоритетов, которые обеспечивают поэтапную модернизацию и диверсификацию основных производственных фондов.
Однако, в условиях современного состояния ограниченности ресурсов, осуществить данный путь - стратегию технологического прорыва, невозможно без активного участия государства.
Поэтому, в первую очередь, были определены научно-технические и инновационные прорывы и технологии, обеспечивающие наибольший социально-экономический эффект.
Сложный характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого развития промышленности и является важнейшей составной частью плана первоочередных действий по развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Успешная реализация мероприятий Программы и наличие нормативно-правовых актов по приватизации государственного имущества будет способствовать, на максимально выгодных для Чеченской Республики условиях, процессу акционирования промышленных предприятий, ускорит переход к рыночным отношениям хозяйственной деятельности и привлечение более эффективных менеджеров и инвесторов, что в дальнейшем приведет к экономии бюджетных средств и увеличению доходов бюджетов всех уровней за счет увеличения объема востребованной и конкурентоспособной продукции, реализуемой как внутри республики, так и на внешних рынках.