ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
от 23 декабря 1996 года N 690
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
УТРАТИЛ СИЛУ /Закон Республики Тыва N 119 ВХ-I от 13 января 2003 г./
/Изменения:
Закон Республики Тыва N 1211 от 9 ноября 2001 г./
Местный референдум (кожуунный, городской, сельский, поселковый,сумонный)- далее референдум - голосование граждан по наиболее важным вопросам местного значения. Решения, принятые местным референдумом, обладают высшей юридической силой в данном административно-территориальном образовании, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории, на которой проведен референдум. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
На местный референдум могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения, проживающего на территории данного муниципального образования:
формы осуществления местного самоуправления;
принятие Устава и внесение изменений в Устав; структура органов местного самоуправления;
досрочное прекращение полномочий местных Хуралов представителей и председателей местных администраций;
строительство социально-культурных и промышленных объектов;
запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;
планы и программы развития территории;
необходимость введения местных налогов и сборов;
изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности;
отчуждение муниципальной собственности;
иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией и законами Республики Тыва к компетенции местного самоуправления.
На местный референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации и Республики Тыва, об изменении местного бюджета, о местных налогах, о чрезвычайных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности граждан, вопросы межнациональных отношений, об изменении административно-территориального устройства.
Решение, принятое на местном референдуме, может быть обжаловано в суд в случае противоречия закону или нарушения законности при проведении референдума.
В референдуме имеют право участвовать граждане Республики Тыва, постоянно проживающие на данной территории, обладающие активным избирательным правом.
В референдуме не участвуют лица, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме запрещаются.
Референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.
Граждане участвуют в референдуме непосредственно,
лично и на добровольной основе. Участие в референдуме является свободным. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания.
Контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления.
В осуществлении контроля за соблюдением настоящего Закона имеют право участвовать представители общественных организаций, инициативных групп по проведению местного референдума, зарегистрированных в установленном порядке, депутаты Верховного Хурала Республики Тыва, члены Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва, члены местных Хуралов представителей, главы местных администраций.
Законодательство о местном референдуме составляет Конституция (Основной Закон) Республики Тыва, настоящий Закон, другие законодательные акты Республики Тыва и Российской Федерации.
Государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, инициативным группам избирателей гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против вопроса, вносимого на референдум.
Для ведения агитации лица и организации могут использовать собственные средства.
В день голосования агитация запрещается.
Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, инициативных групп граждан, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся референдума, а также формулировки вопросов, вносимых на референдум, подлежат ознакомлению гражданами в течение десяти дней с момента их принятия.
Всеми доступными способами освещаются ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
Комиссии местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
На заседаниях комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, инициативных групп, а также средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия.
Текст вопросов, вынесенных на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, а также принятое по ним решение, публикуются на тыва и русском языках.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет соответствующего местного бюджета.
Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается из соответствующего местного бюджета.
Решение о проведении референдума принимается местными Хуралами представителей кожуунов, городов Кызыла, Ак-Довурака, а в городах кожуунного подчинения, в поселках и сумонах - соответствующими местными администрациями, согласно статьи 11 настоящего Закона.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
не менее чем 10 процентам граждан, имеющих право на участие в референдуме;
местному Хуралу представителей;
местной администрации соответствующей территории;
государственным органам Республики Тыва;
общественным объединениям (местным отделениям).
Решения местных Хуралов представителей кожуунов, городов Кызыла и Ак-Довурака, администраций городов кожуунного подчинения, сел, поселков, сумонов о проведении референдума подлежат обязательному исполнению.
Требования о проведении референдума государственными органами Республики Тыва, вышестоящими органами местного самоуправления, общественными объединениями реализуются через местные Хуралы представителей кожуунов, городов Кызыла, Ак-Довурака, а в городах кожуунного подчинения, селах, поселках, сумонах - соответствующую местную администрацию.
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованиями настоящего Закона.
референдума
В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан по месту жительства.
Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить местную администрацию о месте и времени проведения собрания.
Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание избирает председателя и секретаря собрания, обсуждает необходимость проведения референдума, а также проект формулировки вопроса, предлагаемого на референдум.
В случае принятия решения о необходимости проведения референдума и утверждения формулировки вопроса, выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в составе до 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей.
Протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в местную администрацию по месту проведения собрания. К протоколу прилагается текст формулировки вопроса, предлагаемого для внесения на референдум и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.
Решение местной администрации о регистрации должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения им протокола собрания и соответствующих приложений к нему.
Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего Закона.
Местная администрация выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Свидетельство и удостоверения выдаются в течение трех дней с момента вынесения им решения о регистрации инициативной группы.
При отсутствии решения по вопросу о регистрации инициативной группы по истечении двух недель с момента представления материалов об избрании инициативной группы она считается зарегистрированной. В этом случае регистрационное свидетельство и удостоверения членам инициативной группы оформляются и выдаются государственным нотариусом на основании копий документов, направленных в местную администрацию. Государственная пошлина за выдачу свидетельств и удостоверений взимается с местной администрации.
Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в суд по месту нахождения местной администрации, отказавшей в регистрации.
При регистрации инициативных групп им должны быть присвоены номера.
Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума.
Данные о зарегистрированных инициативных группах передаются в соответствующую комиссию по референдуму административно-территориального образования, на территории которого проводится референдум.
С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.