Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

от 22 октября 1993 года N 558

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Изменение: Утратил силу законом РТ от 10.06.2001 г. N 1108.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I Общие положения.

Статья 1.


Понятие местного самоуправления. Местное (территориальное) самоуправление в Республике Тыва - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов Республики Тыва, Конституции и законов Российской Федерации.

Статья 2.


Система местного самоуправления.

1. Местное самоуправление осуществляется через:

представительные органы власти - местные Хуралы представителей;

соответствующие органы управления - местные администрации;

местные референдумы;

собрания (сходы) граждан;

территориальные формы непосредственной демократии;

органы территориального общественного самоуправления

населения.

2. Местное самоуправление осуществляется в границах кожуунов, городов, поселков, сумонов, арбанов.

3. Образование, упразднение, объединение, установление границ кожуунов, городов, поселков, сумонов, арбанов осуществляется в соответствии с законодательством, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографической ситуации и иных особенностей.

4. Города, поселки, сумоны, арбаны в целях более эффективного осуществления своих социально-экономических прав и интересов могут объединяться в ассоциации.

Статья 3.


Законодательство о местном самоуправлении Местное самоуправление в Республики Тыва регулируется Конституцией Республики Тыва, настоящим Законом, другими законодательными актами Республики Тыва, а также актами Российской Федерации по вопросам, переданным ей Республикой Тыва.

Действие настоящего Закона, других законодательных актов о местном самоуправлении распространяется также на монофункциональные поселения (территории военных городков: поселения (закрытого типа).

Статья 4.


Положение (Устав) о местном самоуправлении в пределах, установленных законодательством, кожуунный, городской (кожуунного подчинения) Хуралы представителей принимают, а поселковый, сумонный Хуралы представителей могут принимать Положение (Устав) о местном самоуправлении на подведомственной территории, которые разрабатываются местными администрациями. В Положении (Уставе) о местном самоуправлении конкретизируются функции, порядок работы, система и структура местных органов власти и управления, разграничение полномочий между ними, организация территориального общественного самоуправления населения.

Статья 5.


Право граждан на участие в местном самоуправлении

1. Гражданам гарантируется вся полнота прав на участие в местном самоуправлении. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии.

2. Иски граждан о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении рассматриваются народными судами по месту жительства граждан.

Статья 6.


Принципы определения компетенции органов местного самоуправления

I. Местные администрации наделяются настоящим Законом собственной компетенцией. Компетенция не может быть изменена иначе как законом.

2. Кожуунные администрации могут на договорной основе передавать часть своих полномочий городским, поселковым, сумонным администрациям.

3. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и управления или компетенции других органов местного самоуправления.

4. Органы государственной власти и управления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законом, в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

5. Органы местного самоуправления при решении вопросов, относящихся к их компетенции, действуют на основании и во исполнение Конституции Республики Тыва, Конституции Российской Федерации, законов Республики Тыва и Российской Федерации и других актов, принятых органами государственной власти и управления Республики Тыва и Российской Федерации, а также решений местных Хуралов представителей и местных администраций, принятых в пределах их компетенции.

Статья 7.


Органы местного самоуправления - юридические лица

Кожуунные, городские, поселковые, сумонные администрации являются юридическими лицами.

Решение о предоставлении прав юридического лица другим органам местного самоуправления принимает соответствующая администрация.

Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица.

Статья 8.


Участие республиканских органов государственной власти и управления в решении задач местного самоуправления

I. Органы государственной власти и управления Республики Тыва содействуют развитию системы местного самоуправления на своей территории. В этих целях они:

а) принимают меры по сбалансированию бюджетов кожуунов, городов, поселков, сумонов;

б) распределяют средства, выделенные для финансирования республиканских программ и иных республиканских мероприятий, между кожуунами и городами республиканского подчинения, осуществляют контроль за их расходованием;

в) организуют проведение хозяйственных, природоохранительных и иных мероприятий республиканского или межтерриториального характера, могут привлекать к их осуществлению кожуунные и городские администрации;

г) решают предусмотренные законом вопросы административно - территориального деления;

д) осуществляют полномочия, переданные им на договорной основе кожуунными, городскими администрациями передают им на договорной основе свои отдельные полномочия в области хозяйственного и социально-культурного строительства;

е) оказывают местным администрациям организационную, методическую и иную помощь в работе;

ж) разрешают споры между местными администрациями через создаваемые согласительные комиссии.

П. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава II Организационные основы деятельности Хурала представителей граждан

Статья 9.


Порядок образования Хурала представителей, о Хурал представителей формируется гражданами, проживающими на территории кожууна, города, поселка, сумона, арбана, на основе избрания делегатов.

2.Количество делегатов на кожууный Хурал представителей устанавливается Хуралом представителей городов кожуунного подчинения, поселков, сумонов, арбанов, исходя из нормы - один делегат от 150 граждан, имеющих право участвовать в собрании.

3.Количество делегатов на городской (кожуунного подчинения) Хурал представителей устанавливается на общем собрании, сходах граждан по месту жительства, исходя из нормы - один делегат от 150 граждан, имеющих право участвовать в собрании, а на поселковый, сумонный, арбанный Хуралы представителей - один делегат не менее чем от 30 граждан.

Общее собрание, сход граждан по месту жительства правомочны при условии явки на него не менее 25 процентов от списочного состава взрослого населения, обладающего избирательным правом.

Статья 10.


Порядок проведения Хурала представителей

1. Хурал представителей созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год"

2. Первый организационный Хурал представителей созывается председателем администрации не позднее чем в трехнедельный срок после вступления его в должность.

3. Хурал представителей правомочен, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа избранных делегатов.

4. Первый организационный Хурал представителей открывает и ведет председатель администрации до избрания председателя Хурала представителей. На каждом Хурале представителей вновь избирается из числа делегатов председатель и секретарь Хурала представителей.

5. Хурал представителей проводится в форме пленарных заседаний. Порядок работы, продолжительность Хурала представителей определяется самим Хуралом.

Статья II.


Вопросы, решаемые исключительно на Хурале представителей

Исключительно на Хуралах представителей решаются следующие вопросы:

а) утверждение местного бюджета, включая местные налоги и сборы, а также иные доходы, внебюджетные фонды, осуществление контроля за их исполнением;

б) утверждение по представлению местных администраций социально - экономических, культурных, природоохранных программ;

в) заслушивание докладов и сообщений руководителей органов местного самоуправления;

г) принятие решений о проведении местных референдумов и участие в их организации и проведении в соответствии с законом;

д) осуществление общественного контроля за состоянием, сохранностью и использованием земли, ее недр, водных, воздушных, лесных ресурсов, растительного и животного мира, минеральных источников, памятников истории, культуры, религии и природы;

е) рекомендация, постановка вопроса перед вышестоящими органами власти об освобождении председателя местной администрации.

Статья 12.


Решения Хурала представителей

1. По вопросам, вносимым: на Хурал представителей, принимается решение. Решения Хурала представителей принимаются открытым или тайным голосованием, в случае необходимости - поименным голосованием.

2. Решение о включении вопросов в повестку дня Хурала представителей, о проведении поименного голосования принимается, если за него проголосовало более половины от числа избранных делегатов.

3. Решения об образовании отделов и управлений местной администрации, об утверждении местного бюджета и социально-экономических, культурных, природоохранных программ, об их изменении и исполнении, а также об отмене ранее принятых Хуралом представителей решений считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных представителей.

4. Решение Хурала представителей доводится до исполнителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня его принятия"

5. Решения Хурала представителей в пределах его компетенции обязательны для исполнения всеми расположенными на его территории государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

6. Во время Хурала представителей ведется протокол его заседаний. Протокол подписывается председателем и секретарем Хурала представителей, избираемых из числа делегатов.

Глава III. Структура и организационные основы деятельности местной администрации

Статья 13.


Местная администрация

Органом самоуправления в кожууне, городе, поселке, сумоне является местная администрация, которая осуществляет представительные и исполнительно-распорядительные функции на основе и во исполнение Конституции, законов Республики Тыва и Российской Федерации, актов Верховного Хурала, Президента, Правительства Республики Тыва и Федерального Собрания, Президента, Правительства Российской Федерации, решений местных Хуралов представителей, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.

Местная администрация подотчетна перед своими избирателя - ми, а председатель местной администрации по должности подотчетен перед вышестоящими руководителями соответствующих уровней исполнительной власти.

Статья 14.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»