1. Экономический механизм природопользования имеет своими задачами:
планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
2. На государственные природоохранительные органы возлагаются ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
3. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы.
4. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:
федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Тува и местных бюджетов;
средств предприятий, учреждений и организаций;
федерального, республиканского и местных экологических фондов;
фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.
5. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном, республиканском и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.
6. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и Правительством Республики Тува на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии на комплексное природопользование.
7. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
8. Лицензии на комплексное природопользование выдаются природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Республики Тува в области охраны окружающей природной среды с указанием:
видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
9. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства, и устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
10. Срок достижения нормативов объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональных экологических программ.
11. Плата за природные ресурсы (земля и ее недра, вода, воздух, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
На воспроизводство и охрану природных ресурсов.
12. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается в бесспорном (безакцептном) порядке за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;