1. Процедуры оценивания направлены на установление объективного соответствия фактического состояния образования государственным требованиям относительно качества результатов обучения, воспитания и здоровья, а также условиям и средствам реализации образовательных программ. Процедуры оценивания имеют государственно-общественную основу, учитывают видовую специфику образовательных организаций и осуществляются на внутреннем (самооценка) и внешнем уровнях.
1.1. Государственные структуры, органы власти. Интересы государства понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав граждан, обеспечение социальной стабильности и конкурентоспособности российской экономики.
1.2. Производство. Для производственных систем принципиальными являются следующие критерии оценки:
- удовлетворенность качеством образованности выпускников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, их квалификацией;
- удовлетворенность количеством и качеством выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по отраслям, профессиям, специальностям и направлениям;
- снижение издержек на переобучение персонала.
1.3. Общество. С позиций интересов общества принципиальными являются следующие критерии оценки:
- уровень образованности населения, в том числе профессиональной;
- доступность образования для каждого жителя республики, муниципальных образований (финансовая, территориальная и т.д.) по всем уровням образования;
- влияние республиканской системы образования на занятость населения, уровень валового внутреннего продукта, развитие гражданского общества, снижение социальной напряженности, количество правонарушений и другие.
1.4. Личность (в том числе родители). Создание механизмов оценки качества образования населением - так называемый "внешний мониторинг качества" образования - удовлетворенность/неудовлетворенность получаемым или полученным образованием, в частности:
- уровнем образовательной программы и качеством обучения;
- условиями обучения - комфортность, личная безопасность обучающихся и другие;
- уровнем капитализации полученного общего и профессионального образования, выражающимся в повышении личных доходов, социального статуса человека.
2. Оценка образовательных программ осуществляется с точки зрения их социальной, экономической и территориальной целесообразности.
Оценка образовательных организаций со стороны органов управления образованием. Сущность подхода, используемого в оценке деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и инновационные образовательные программы, состоит в следующем - образовательная организация оценивается в зависимости от того, как она:
- понимает затруднения собственной практики обучения, воспитания, управления;
- принимает реальные цели относительно предмета преобразований;
- действует по изменению конкретных ситуаций.
3. Диагностика эффективности управления образовательной организацией включает в себя следующие компоненты: параметры, критерии, индикаторы, экспертные суждения, шкалу оценивания, коэффициент эффективности.
Параметры указывают на объект изменений. Критерии обеспечивают возможность наблюдать за изменениями. Индикаторы указывают на предмет преобразований. Экспертные суждения обеспечивают возможность оценивать уровень рассогласования между целями образовательной организации и достигнутыми результатами. Шкала оценивания позволяет производить оценивание в баллах. Коэффициент эффективности позволяет производить оценивание в процентах.
4. Оценка индивидуальных достижений обучающихся. Система оценивания учащихся включает традиционно принятую систему отметок процедуры оценивания, характеризующей собственно деятельность учения каждого учащегося (стиль учения), и перечень "Умения продуктивного учения", включающий в себя три матрицы (за основу взят международный проект по оцениванию "PIZA"):
1) первая матрица для оценки формально-логических умений, необходимых для осуществления продуктивного учения, включающая семь типов умений:
умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами различной природы;
умение структурировать (упорядочивать) различные факты;
умение выполнять различные алгоритмизированные предписания;
умение переносить (использовать) известные алгоритмизированные процедуры в различные предметные области, жизненную практику;
умение обозначать проблему на языке противоречий;
умение кодировать (декодировать) информацию;