СОКО РТ представляет собой часть системы общенациональной инфраструктуры системы оценки качества образования, имеющей несколько уровней организации:
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный;
- образовательной организации (схема 1).
Схема 1. Многоуровневый характер вариативного функционала службы оценки качества образования
Инвариант | Вариатив региона | Вариатив муниципалитета | Вариатив образовательной организации |
Такая организация вертикали национальной системы оценки качества образования определяет ее функционал, который содержит традиционно сложившиеся составляющие, образующие ядро, и составляющие, сформированные в рамках модернизации системы образования.
Организация и содержание образуемых информационных потоков задаются на федеральном уровне:
- образовательная статистика: система сбора с последующим агрегированием на каждом уровне является основой сложившейся системы работы со статистикой образования;
- итоговая аттестация (в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и не только);
- работа с образовательными стандартами (комплекс: программа, учебник, пособие, дидактический материал, контрольный измерительный материал);
- ресурсы (кадровые, материальные, финансовые и др.);
- структура образовательной сети и другие.
Интересы республиканской системы образования, к которым отнесены и интересы, задаваемые на федеральном уровне, заключаются в:
- единстве функционала, что позволяет обеспечить единство организации деятельности работы в пределах страны и дополнять с учетом региональных приоритетов;
- единстве содержания, закрепленного в стандартизованных подходах к предмету оценивания, что позволяет обеспечить единое образовательное пространство;
- единстве технологий, опирающихся на единство индикаторов и единство инструментария, что позволяет получить сопоставимые на федеральном уровне результаты деятельности СОКО РТ и сохранить свободу выбора средств на республиканском уровне в части реализации региональных приоритетов;
- единстве подходов в подготовке специалистов, способных обеспечить единство требований к содержанию и технологиям общенациональной системы оценки качества образования;
- признании необходимости наличия регионального вариативного функционала, основанного на региональных приоритетах.
Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации, - это модернизация системы мониторинга и статистики образования в рамках проекта "Реформа системы образования", структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования.
При этом каждый из перечисленных уровней решает задачи сквозного характера, обеспечивающие федеральную вертикаль, и задачи собственного уровня (табл. N 1, 2, 3).