Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2011-2015 ГОДЫ"

Необходимые дополнительные инвестиции для наращивания объемов ввода жилья

     Таблица N 2
(руб.)

Период

Ввод жилья
 (кв. м)

Прирост ввода жилья к  базовому году

Значение индекса-дефлятора*,
 %

Реальная средняя стоимость строи-тельства 1 кв. м с учетом инфляции

Финансовые средства для  строительства дополнительного объема ввода жилья, необходимые для достижения годового плана ввода жилья

2010 г.
 (базовый)

48941

0

30 000

0

2011 г.

52000

3059

6,6

31980

97826820,00

2012 г.

55000

3000

5,8

33834,84

101 504 520,00

2013 г.

59000

4000

5,4

35661,92

142 647 680,00

2014 г.

66000

7000

5,4

37587,66

263 113 620,00

2015 г.

79000

7000

5,4

39617,39

277 321 730,00

Итого

311000

24500

882414375,00

* - приведены значения, рассчитанные Министерством экономики и торговли Российской Федерации на 2011-2013 гг. в прогнозе "Сценарные условиях функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", значения индекса-дефлятора в 2014-2015 гг. оставлены на уровне показателя 2013 г.

Из трех вариантов предпочтителен третий вариант с совмещением сценариев развития жилищного строительства в республике с общим объемом финансирования на 2011-2015 годы 2622,4 млн. рублей.

Себестоимость строительства жилья на прогнозируемый период рассчитана с учетом коэффициента-дефлятора. Таким образом, в сопоставимых ценах в жилищное строительство в республике в период действия Программы должно быть направлено дополнительно 896,5 млн. рублей, чтобы обеспечить требуемый рост объемов ввода жилья. Это - цена вопроса интенсивного развития жилищного строительства в регионе, и одновременно – необходимые затраты для обеспечения экономического роста республики, поскольку строительство двинет за собой инвестиции в смежные отрасли и в торговый оборот в целом. Источники таких дополнительных инвестиций ограничены. К ним относятся:

- повышение уровня доходов населения, что является задачей макроэкономического уровня в масштабах всей страны;

- вовлечение в реальный сектор экономики - в строительство жилья – сбережений населения, которые хранятся в банках. Для этого необходимо, чтобы уровень роста цен на жилье превышал уровень процентной ставки по депозитам;

- привлечение средств инвесторов. Для стимулирования инвестиционной активности должны быть предприняты определенные меры воздействия на бизнес-среду. Соответствующий инвестиционный климат формируется за счет роста цен на жилье (на уровне не менее 10% в год) и возможности реализовывать проекты в сегменте бизнес- и элит класса, за счет снижения административных барьеров, за счет дополнительных налоговых льгот и иных преференций (например, мера стимулирования развития сегмента доходных домов - предоставление земельных участков без аукционов), а также мер принудительного характера (например, введение прогрессирующей ставки земельного налога для собственников земель, которые используются неэффективено);

- государственная поддержка в виде прямых государственных инвестиций.

Реализация политики качественных изменений в жилищном строительстве и повышении его доступности для населения в Республике Тыва, как и в целом по России, должна строиться на базовом принципе совмещения бюджетных и внебюджетных инвестиций, механизмах частно-государственного партнерства, формирования нормативной и законодательной базы для стимулирования вовлечения в строительство накоплений населения, использовании средств институтов развития. Только за счет интенсификации усилий всех участников инвестиционно-строительного процесса удастся решить проблемы, стоящие перед строительным комплексом в целом, и задачи перспективного развития жилищного строительства и повышения его доступности для населения.

В соответствии с настоящей Программой жилищное строительство в республике, с одной стороны, будет ориентировано:

на освоение имеющегося резерва территорий, имеющих потенциальную возможность жилой застройки, обеспечение которых инженерной инфраструктурой возможно с учетом минимального вложения бюджетных средств (т.е. уже подготовленных, либо имеющих оптимальные технические условия на подключение);

на освоение территорий комплексной жилой застройки в рамках проектов КОРТ, которым оказывается поддержка по ФЦП "Жилище";

на реализацию проектов жилой застройки, обоснованных наличием и перспективным размещением производительных сил.

В приложении N 11 приведены конкретные земельные участки, освоение которых запланировано на 2011-2012 годы в разрезе муниципальных образований республики, в том числе включающие в себя земельные участки под реализацию проектов КОРТ, земельные участки под строительство жилья по (социальной) ипотеке, земельные участки под строительство малоэтажного жилья. С учетом ежегодной корректировки настоящей Программы будут формироваться дополнительные перечни площадок под жилую застройку и сетевые графики строительства. Сетевые графики освоения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, будут составляться с участием Фонда РЖС.

С другой стороны, жилищное строительство в республике будет направлено на удовлетворение платежеспособного спроса населения, подкрепленного в том числе и мерами государственной поддержки в отношении определенных категорий населения. Это касается как реализации механизма (социальной) ипотеки, так и привлекаемых субсидий на улучшение жилищных условий молодых семей, отдельных категорий граждан, ветеранов и инвалидов в рамках федеральной целевой программы "Жилище", граждан и молодых специалистов, работающих в агропромышленном комплексе, участвующих в программе "Социальное развитие села до 2012 года".

Таким образом, в целях соблюдения баланса между социальным и коммерческим жильем основными направлениями жилищного строительства в среднесрочной перспективе в республике останутся:

- строительство жилья по (социальной) ипотеке;

- строительство коммерческого жилья;

- индивидуальное жилищное строительство.

Такой подход, ориентированный на платежеспособный спрос, исключает начинающую складываться негативную тенденцию, связанную с ростом социального иждивенчества, поскольку подобные настроения, выраженные в системной жилищной политике, способны привести к разрушению рынка жилья как такового в силу снижения инвестиционной привлекательности строительства, как вида предпринимательской деятельности, а также привести к нарушению экономической безопасности республики.

Вместе с тем, нельзя не учитывать и достаточно масштабное количество семей, не имеющих никакой возможности, исходя из своих доходов, улучшить жилищные условия. Для решения этой проблемы в течение периода реализации Программы будет внедрен механизм предоставления жилья по социальному найму тем категориям граждан, которые состоят на учете на улучшение жилищных условий, но не смогут стать участниками ипотечных программ и претендовать на бюджетные субсидии. Для этого в пределе 5-процентной доли от объемов ввода жилья по (социальной) ипотеке в Республике Тыва будет формироваться республиканский и муниципальный маневренные фонды жилья.

Таким образом, мероприятиями Программы должен быть обеспечен основной принцип жилищного строительства в Республике Тыва в ближайшей и среднесрочной перспективе - создание условий для обеспечения доступности жилья для различных категорий населения.