Таблица N 2
(руб.)
Период | Ввод жилья | Прирост ввода жилья к базовому году | Значение индекса-дефлятора*, | Реальная средняя стоимость строи-тельства 1 кв. м с учетом инфляции | Финансовые средства для строительства дополнительного объема ввода жилья, необходимые для достижения годового плана ввода жилья |
2010 г. | 48941 | 0 | 30 000 | 0 | |
2011 г. | 52000 | 3059 | 6,6 | 31980 | 97826820,00 |
2012 г. | 55000 | 3000 | 5,8 | 33834,84 | 101 504 520,00 |
2013 г. | 59000 | 4000 | 5,4 | 35661,92 | 142 647 680,00 |
2014 г. | 66000 | 7000 | 5,4 | 37587,66 | 263 113 620,00 |
2015 г. | 79000 | 7000 | 5,4 | 39617,39 | 277 321 730,00 |
Итого | 311000 | 24500 | 882414375,00 |
* - приведены значения, рассчитанные Министерством экономики и торговли Российской Федерации на 2011-2013 гг. в прогнозе "Сценарные условиях функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", значения индекса-дефлятора в 2014-2015 гг. оставлены на уровне показателя 2013 г.
Из трех вариантов предпочтителен третий вариант с совмещением сценариев развития жилищного строительства в республике с общим объемом финансирования на 2011-2015 годы 2622,4 млн. рублей.
Себестоимость строительства жилья на прогнозируемый период рассчитана с учетом коэффициента-дефлятора. Таким образом, в сопоставимых ценах в жилищное строительство в республике в период действия Программы должно быть направлено дополнительно 896,5 млн. рублей, чтобы обеспечить требуемый рост объемов ввода жилья. Это - цена вопроса интенсивного развития жилищного строительства в регионе, и одновременно – необходимые затраты для обеспечения экономического роста республики, поскольку строительство двинет за собой инвестиции в смежные отрасли и в торговый оборот в целом. Источники таких дополнительных инвестиций ограничены. К ним относятся:
- повышение уровня доходов населения, что является задачей макроэкономического уровня в масштабах всей страны;
- вовлечение в реальный сектор экономики - в строительство жилья – сбережений населения, которые хранятся в банках. Для этого необходимо, чтобы уровень роста цен на жилье превышал уровень процентной ставки по депозитам;
- привлечение средств инвесторов. Для стимулирования инвестиционной активности должны быть предприняты определенные меры воздействия на бизнес-среду. Соответствующий инвестиционный климат формируется за счет роста цен на жилье (на уровне не менее 10% в год) и возможности реализовывать проекты в сегменте бизнес- и элит класса, за счет снижения административных барьеров, за счет дополнительных налоговых льгот и иных преференций (например, мера стимулирования развития сегмента доходных домов - предоставление земельных участков без аукционов), а также мер принудительного характера (например, введение прогрессирующей ставки земельного налога для собственников земель, которые используются неэффективено);
- государственная поддержка в виде прямых государственных инвестиций.
Реализация политики качественных изменений в жилищном строительстве и повышении его доступности для населения в Республике Тыва, как и в целом по России, должна строиться на базовом принципе совмещения бюджетных и внебюджетных инвестиций, механизмах частно-государственного партнерства, формирования нормативной и законодательной базы для стимулирования вовлечения в строительство накоплений населения, использовании средств институтов развития. Только за счет интенсификации усилий всех участников инвестиционно-строительного процесса удастся решить проблемы, стоящие перед строительным комплексом в целом, и задачи перспективного развития жилищного строительства и повышения его доступности для населения.
В соответствии с настоящей Программой жилищное строительство в республике, с одной стороны, будет ориентировано:
на освоение имеющегося резерва территорий, имеющих потенциальную возможность жилой застройки, обеспечение которых инженерной инфраструктурой возможно с учетом минимального вложения бюджетных средств (т.е. уже подготовленных, либо имеющих оптимальные технические условия на подключение);
на освоение территорий комплексной жилой застройки в рамках проектов КОРТ, которым оказывается поддержка по ФЦП "Жилище";
на реализацию проектов жилой застройки, обоснованных наличием и перспективным размещением производительных сил.
В приложении N 11 приведены конкретные земельные участки, освоение которых запланировано на 2011-2012 годы в разрезе муниципальных образований республики, в том числе включающие в себя земельные участки под реализацию проектов КОРТ, земельные участки под строительство жилья по (социальной) ипотеке, земельные участки под строительство малоэтажного жилья. С учетом ежегодной корректировки настоящей Программы будут формироваться дополнительные перечни площадок под жилую застройку и сетевые графики строительства. Сетевые графики освоения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, будут составляться с участием Фонда РЖС.
С другой стороны, жилищное строительство в республике будет направлено на удовлетворение платежеспособного спроса населения, подкрепленного в том числе и мерами государственной поддержки в отношении определенных категорий населения. Это касается как реализации механизма (социальной) ипотеки, так и привлекаемых субсидий на улучшение жилищных условий молодых семей, отдельных категорий граждан, ветеранов и инвалидов в рамках федеральной целевой программы "Жилище", граждан и молодых специалистов, работающих в агропромышленном комплексе, участвующих в программе "Социальное развитие села до 2012 года".
Таким образом, в целях соблюдения баланса между социальным и коммерческим жильем основными направлениями жилищного строительства в среднесрочной перспективе в республике останутся:
- строительство жилья по (социальной) ипотеке;
- строительство коммерческого жилья;
- индивидуальное жилищное строительство.
Такой подход, ориентированный на платежеспособный спрос, исключает начинающую складываться негативную тенденцию, связанную с ростом социального иждивенчества, поскольку подобные настроения, выраженные в системной жилищной политике, способны привести к разрушению рынка жилья как такового в силу снижения инвестиционной привлекательности строительства, как вида предпринимательской деятельности, а также привести к нарушению экономической безопасности республики.
Вместе с тем, нельзя не учитывать и достаточно масштабное количество семей, не имеющих никакой возможности, исходя из своих доходов, улучшить жилищные условия. Для решения этой проблемы в течение периода реализации Программы будет внедрен механизм предоставления жилья по социальному найму тем категориям граждан, которые состоят на учете на улучшение жилищных условий, но не смогут стать участниками ипотечных программ и претендовать на бюджетные субсидии. Для этого в пределе 5-процентной доли от объемов ввода жилья по (социальной) ипотеке в Республике Тыва будет формироваться республиканский и муниципальный маневренные фонды жилья.
Таким образом, мероприятиями Программы должен быть обеспечен основной принцип жилищного строительства в Республике Тыва в ближайшей и среднесрочной перспективе - создание условий для обеспечения доступности жилья для различных категорий населения.