Озвученный Президентом Российской Федерации курс на модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы как первостепенной задачи по вопросу выживания страны в современном мире напрямую зависит от развития рынка идей, изобретений и открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых ученых и разработчиков.
Переход к инновационному пути развития предполагает поиск новых улучшенных вариаций технологического процесса или отдельного вида продукции.
Замечание главы российского государства на потребность в "создании умной экономики, производящей уникальные знания, вещи и технологии" определяет необходимость формирования инновационной системы в Республике Тыва, ориентированной в первую очередь на производственную сферу республики.
Вместе с тем, инвестиционный барьер технологического переоснащения экономики весьма высок. Инерционные прогнозы развития несырьевых отраслей показывают, что без дополнительных усилий обеспечение технологической составляющей их конкурентоспособности желаемыми темпами нереалистично.
Промышленная, строительная, энергетическая и сельскохозяйственная база экономики Республики Тыва с начала 90-х годов неуклонно разрушалась, оставшиеся основные фонды морально и физически устарели. Их глубокая технологическая и организационная отсталость обусловила низкую производительность труда, потерю значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках.
Такая ситуация определила чрезмерно высокие инвестиционные риски в обрабатывающую отрасль, что естественным образом снизило инвестиционную привлекательность этого сектора экономики, и, как следствие, затормозила масштабный инновационный процесс.
Для обеспечения высоких темпов и устойчивости роста экономика республики должна стать значительно более динамичной, адаптивной к меняющимся внешним условиям, восприимчивой к техническому прогрессу, что требует высокой активности промышленных предприятий к модернизации производственных процессов в соответствии с последними достижениями в науке и технике.
Необходимо обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг), выпускаемой предприятиями, осуществляющими свою деятельность в приоритетных отраслях экономики, сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решение проблем модернизации технологии и материально-технической базы предприятий.
Основным фактором, сдерживающим генерацию знаний, проведение прикладных исследований является отсутствие Академгородков, технопарков, а также недостаточная работа научно-исследовательских институтов по коммерциализации своих разработок.
В настоящий момент государственные инвестиции, остающиеся основным источником применения внедрения инноваций, как правило, направляются на приобретение нового оборудования для предприятий республики. Стимулирование на создание новых изобретений, технологий и разработок, внедрение инновационных систем управления организаций, способных снизить издержки производства и направить сэкономленные средства на модернизацию основных фондов для увеличения собственной прибыли, отсутствуют.
Иные источники финансирования, такие как собственные средства, банковское кредитование, привлечение инвесторов, не используются. Кредиты банков, в основном, носят краткосрочный характер и часто с условиями, не приемлемыми для предприятий, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными. Собственных средств у предприятий на подобные цели недостаточно.
Предприятия, несомненно, приобретают оборудование. Однако среди приобретаемого оборудования преобладают отдельные установки, а не технологические линии и комплексы. Все это говорит о том, что предприятия решают в первую очередь текущие проблемы замены изношенного оборудования и техники, а не перехода на новый технологический уровень производства.
Финансовые средства предприятий направляются не на исследования и разработки, а ориентируются на выпуск такой продукции, для реализации которой не требуется специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок.
Все это определило на сегодняшний день коммерциализацию результатов научной деятельности на недостаточном уровне: связь между наукой и производством налажена слабо, коренных изменений в технологическом уровне производства не произошло, а рынок интеллектуальной собственности не получил должного развития.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва с 2006 года в республике создано всего лишь 2 инновационных компании (в 2006 г. - 1 компания, 2008 г. - 1 компания).
По числу создаваемых и используемых передовых технологий Республика Тыва занимает последнее место в Сибирском федеральном округе. В 2006 году, по данным Тывастата, использовано 4 передовых технологии на территории республики, в 2007 - 2, а в 2008 - всего лишь 1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в 2006 году составил 1,8 процента, с 2007 по 2008 годы подобные организации отсутствовали.
По патентной активности: в 2005 году было подано 6 заявок на выдачу патентов - выдан 1 патент; в 2006 году подано 4 заявки - выдано 3 патента; в 2007 и 2008 годах подано 3 и 5 заявок соответственно, но не выдано ни одного патента.
Анализ современного состояния инновационно-технической и инновационной сферы в республике свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры республика заметно отстает от экономически развитых регионов России по многим объективным причинам.
Организация работы по скоординированному решению указанной проблемы требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Республики Тыва.
Программа направлена на достижение конкретных результатов по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятиями продукции на основе применения новых технологий и оборудования, увеличению объемов частных инвестиций (собственных средств предприятий) на обновление технологии и материально-технической базы с применением последних достижений в науке и технике.
В рамках Программы представляется необходимым максимально снизить инвестиционные риски путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований предприятий, содействовать интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля.